«Аквариум», Brazzaville, Toy, Чайлдиш Гамбино и другие
«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: благонравный сборник Бориса Гребенщикова, концептуальная запись Дэвида Брауна, новые надежды американского хип-хопа и русского R'n'B и многое другое.
«Аквариум» «Аквариум плюс»
Выпущенная в честь 60-летия Бориса Гребенщикова не совсем полноценная новая пластинка «Аквариума»: перепевки старых малоизвестных песен в новой обработке плюс несколько новых вещей; скорее похоже на сборник би-сайдов — но хороший
Как звучит
«Библиотека Вавилона». «Кунсткамера». «Тайная история пчеловодства». И так далее. Таких пластинок в истории группы Бориса Гребенщикова много: то ли антологии, то ли студийные альбомы, записанные и написанные в разное время и в разных местах песни, которые по тем или иным причинам не попали на номерные альбомы. С «Аквариумом плюс» та же история; девять достаточно необязательных, но хороших сочинений, некоторым из которых уже по пять и больше (в одном случае — вообще, кажется, все тридцать) лет, записанных современным составом группы. Это Гребенщиков-лайт, вне цайтгайста, в благостном, вневременном режиме: если на «Архангельске» все было про здесь и сейчас, то здесь — про абстрактную вечность. Сам БГ обозвал «Аквариум плюс» «фантазией на тему «Как бы звучали песни «Аквариума», если бы все было по-другому». Так и есть: пожалуй, главное, что тут радует, — это звук. Он тут крайне разношерстный, но намного лучше, чем раньше. Никаких пластмассовых синтезаторов и прочего ужаса, которым полнились пластинки Гребенщикова в 2000-х, больше воздуха и объема — а по-своему похоже как раз на «антологические» альбомы «Аквариума» начала и середины 90-х.
Чем интересно
Девять хороших песен от одного из лучших русскоязычных авторов-исполнителей — не больше, но и не меньше. Впрочем, лучшее, что есть на «Аквариуме плюс», — это сингл с тремя новыми песнями, который включен в его издание на компакт-диске. «Губернатор», «Праздник урожая во дворце труда» и «Не было такого и не будет» — тут БГ уже не до благости, и в таком амплуа он все-таки куда более убедителен.
Brazzaville «Morro Bay»
Новая пластинка романтического барда Дэвида Брауна — такая же, как и все остальные (в хорошем смысле)
Как звучит
По идее, «Morro Bay» — это концептуальный альбом: рассказывается тут печальная история девушки Анабель — от детского приюта через алкоголь, наркотики и проституцию к смерти как избавлению. Впрочем, на музыке эти повороты сюжета сказываются не особенно: звучит тут все тот же бархатистый фолк, романтическая босанова и прочая душеспасительная сердечная авторская песня, которой Браун покорил россиян десять лет назад. И надо сказать, что за эти десять лет к его сонграйтерским методам все, конечно, привыкли, — но они по-прежнему работают: некоторые песни с «Morro Bay» способны утолить любые печали.
Чем интересно
Да, в общем-то, ничем. Если вы слышали Brazzaville хотя бы раз, вы уже представляете, что это за альбом. Если вы слушали Brazzaville больше одного раза, значит, и эта пластинка вам пригодится. В некотором смысле Браун и правда очень русский сочинитель: вот уже 15 лет он выводит новые мелодии из одних и тех же аккордов — и всякий раз получается хорошо.
«Soft Parade 2»
Childish Gambino «Because the Internet»
Второй альбом актера и комика Дональда Гловера, известного по роли в сериале «Сообщество»; несмотря на успех первого альбома Гамбино «Camp», многие воспринимали его как шутку — теперь все совсем серьезно
Как звучит
«Потому что интернет» (чтобы полностью оценить название альбома Гловера, его стоит произнести по-русски) — своего рода квинтэссенция альбомов на тему одиночества в сети и человеческих отношений в техногенную эпоху; пластинка, выросшая из вполне реальной и публичной депрессии Гловера. Чтобы справиться с собственным одиночеством, актер снял дом в богатом районе Лос-Анджелеса и стал регулярно устраивать в нем вечеринки, созывая знакомых музыкантов, продюсеров и прочих творческих людей, — из чего и получился альбом. Звучит «Because the Internet», соответственно, предельно разнообразно: тут и слезливое рэп-R'n'B в духе Дрейка, и боевой хип-хоп в духе Кендрика Ламара, записанный на пару с рэпером Ченсом, и более расслабленные, южные мотивы; но цельность не пропадает. Целиком альбом очень похож на свою обложку (которая, кстати, анимированный гиф, ну потому что интернет — впрочем, в реальную жизнь ее тоже удалось перенести) — песни усталого человека на следующее утро после вечеринки, когда он просыпается один в большом пустом доме, среди пустых бутылок и холодной пиццы. И звук соответствующий: немного мутный, помятый, грустный, с медленным битом. Это альбом про инстаграм, интернет и то, как он нас всех разобщает: с одиночеством ничего не сделать, в такое время живем, но это не значит, что с людьми вообще нельзя установить контакт.
Чем интересно
Одна из самых честных и сердечных хип-хоп-пластинок года: неровная, но совершенно точно полностью пережитая своим автором. Да, кстати, из «Сообщества» Гловер ушел — в новом сезоне он появится лишь в нескольких сериях.
Toy «Join the Dots»
Очередной компендиум британской рок-музыки рубежа 80–90-х в исполнении пятерых юношей из Брайтона
Как звучит
Сначала — как краутрок, потом — как The Stone Roses, и еще немного — как Slowdive, и еще немного — как ранние записи Deerhunter: подобно многим коллегам, Toy берут отовсюду понемножку и собирают свой собственный пазл — в основном из механистических ритмов и размазанного гитарного звука конца 80-х. Эта методология, конечно, изрядно набила оскомину, но у Toy получается вполне пристойная пластинка монохромного психоделического инди-рока — наверное, так мог бы звучать второй альбом The Horrors, если бы его авторы не целились в бездны.
Чем интересно
Британский рок сейчас пребывает в настолько межеумочном состоянии, что даже такая, в общем-то, рядовая пластинка может служить важной гарантией того, что традиция не прерывается.
«Join the Dots»
«Чаян Фамали» «Пламя»
Неплохая попытка сделать хипстер-хоп образца The Weeknd и… страдальческий хип-хоп образца Дрейка на русском (только без хипстеров, но страданий хватает) дуэтом, подписанным на лейбл «Касты» Respect Production
Как звучит
У «Чаян» (о которых «Волна» уже писала здесь) хватает кругозора, чтобы оглядываться на Дрейка и The Weeknd, но не настолько, чтобы знать, чем именно вдохновляются кумиры. Там, где у Дрейка прогрессивная электроника, а у The Weeknd перелопачивание наследия инди-рока, у «Чаян Фамали» — лютый дабстеп и дворовое регги Михея и «Пятницы».
Чем интересно
Но кое-что дуэт все-таки уловил верно — как и The Weeknd, «Чаян» блестяще исполняют стыдные песни о стыдном. У The Weeknd, The-Dream, Ар Келли и прочих источников всегда был один малозаметный в России момент — что незнание языка при их прослушивании только спасало, на родине же как раз их запредельно пошлые (во всех смыслах) тексты часто становятся для слушателей преградой. Такой же преградой для российских, видимо, будут все эти «Белые «найки», серые будни», «Она модель, но ее агентство — инстаграм,/Каждый репортаж не проходит без ста грамм» и, в конце концов, «Не меняйте любовь на ганжу — а то накажу». Тем не менее все приведенные строчки — блестящие в своем жанре, именно такой стыдная музыка и должна быть, чтобы слушать ее только тайком в наушниках, а совместное прослушивание не могло бы быть чем-то обыденным — такая общая неловкость сближает.
«Вера внутри меня»
Future of the Left «How to Stop Your Brain in an Accident»
Остроумный и ехидный уэльский квартет, прямой наследник великих абсурдистов от нойз-рока Mclusky — в новом воплощении не растерявший ни электрического напора, ни лирического задора
Как звучит
Как сатирический постхардкор самого лучшего толка: на четвертом альбоме Future of the Left оставили в стороне клавиши и зазвучали, с одной стороны, вполне традиционно, с другой — абсолютно в своем неповторимом телеграфически-шизофреническом стиле. Лидер FotL Энди Фалкус продолжает разоряться по поводу безумия, поглотившего современное общество (и его самого, разумеется): достается звукозаписывающим компаниям, больницам, институту семьи, властям и всем остальным. Блестящие формулировки и гениальные поэтические строки несколько заслоняют тот факт, что за свою долгую карьеру Фалкус толком не сформулировал позитивной программы, — но Future of the Left не врачи, а боль: вот и Фалкус продолжает расчесывать язвы человечества с упоительным сладострастием.
Чем интересно
Среди всех способов вернуть себе свой 2007-й в 2013-м этот, пожалуй, самый эффективный — Фалкус и его команда звучат так же лихо и свежо, как во времена сногсшибательного дебюта. Другая хорошая новость: несмотря на всю справедливую критику, мир не так уж и обречен, как кажется, — необходимую сумму для записи альбома Future of the Left собрали через интернет за пять часов.
«The Male Gaze»
«Acid Arab»
Cборник работ компании музыкантов, приближенных к заслуженному французскому хаус-лейблу Versatile, звук которых довольно точно описывает название компиляции
Как звучит
Acid Arab — это альянс троих парижских диджеев, Эрве Карвальо, Гвидо Миниски и Пьерро Казановы. И в то же время это затеянный ими проект, где сборная европейских танцевальных продюсеров первого ряда (Legowelt, Pilooski, I:Cube и другие) пишет свободные сочинения на тему «душманы съели по марке и отправились в ночной клуб». 303-и и 808-е заводят кислотные рулады, повторяющие рисунок на персидском ковре, затем звучит поступательное космическое диско, потом берберская свадьба выходит из-под контроля под угловатое электро, а дикторы «Аль-Джазиры» ведут репортаж с подпольного рейва. Эффект прежде всего освежающий: словно после недельных блужданий по Сахаре набрел на оазис, а там, помимо прочих благ, — передовая дискотека.
Чем интересно
Как уже было сказано по поводу другой недавно вышедшей пластинки, конструкт под условным обозначением «арабский футуризм» до сих пор себя не исчерпал, более того — в умах впередсмотрящих электронщиков из мультикультурной Европы он, кажется, только укрепляет свои позиции. Пожалуй, именно так звучит самая любопытная клубная электроника текущего момента, и «Acid Arab» имеет все шансы стать эталоном течения.Тизер сборника