Новая архитектура Москвы
Как идет реконструкция Пушкинского музея
25 апреля ГМИИ имени Пушкина провел День открытой стройки: горожан пригласили на бесплатную экскурсию по усадьбе Вяземских, которую к 2018 году превратят в Галерею старых мастеров при музее. «Афиша-Город» узнала, что сейчас происходит с усадьбой и что думают о реконструкции жители города.
Три быстрых факта о новом корпусе Пушкинского
Здание с длинной историей
Усадьбу за главным зданием ГМИИ построили задолго до самого музея: в XVII веке по проекту неизвестного архитектора. Первым установленным владельцем усадьбы во второй половине XVII века был стольник Фёдор Михайлович Толчанов. Затем в разные годы здесь жили князья Голицыны и Долгорукие, историк Николай Карамзин, а также семья Вяземских, откуда родом известный русский поэт и друг Пушкина Петр Вяземский. В 1917 году усадьбу национализировали, а в здании разместилось Управление личного состава флота. Позже здесь был Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Музей Маркса и Энгельса. В 1920-х годах архитектором Сергеем Николаевичем Грузенбергом (1888–1934) к основному корпусу пристроили боковые крылья, которые стали редким примером советской неоклассики в Москве. С 1993 по 1999 годы усадьба принадлежала Российскому дворянскому собранию, а в 2002 году ее передали Пушкинскому музею.
Усадьбу отдадут под европейское искусство
Реконструкция усадьбы началась в августе 2014 года: здесь собираются открыть Галерею искусства старых мастеров. На шести тысячях квадратных метров будут выставлять полотна европейских художников XIII – начала XIX века. В обновленном здании появятся залы для проведения крупных выставок, пространство для хранения коллекции музея, реставрационные мастерские, а также образовательный центр, кафе и музейный магазин. Галерею объединят с главным зданием музея подземным переходом.
При галерее появится парк
На территории бывшей усадьбы приведут в порядок старые деревья и посадят новые, чтобы преобразить запущенный зеленый уголок в небольшой парк. На территории до сих пор сохранился 250-летний дуб, который считается одним из старейших в Москве.
Что говорят о новом корпусе музея
«Музей вступил в реальную фазу строительства. Мы должны восстановить исторический облик усадьбы и в это же время превратить ее в современный музей. Главное здание с усадьбой соединит подземное пространство с музейными экспонатами. Мы беспокоимся по поводу всех реставрационных моментов, так как хотим, чтобы здание не выглядело как новодел, а сохранило обаяние всех исторических черт. Приняли мы его в очень тяжелом состоянии. Нам очень хочется, чтобы горожане контролировали, приходили на экскурсии в процессе реконструкции и давали советы. Шаг за шагом в течение этого и следующего года вы увидите, что весь квартал будет находиться в процессе строительства».
«Этому зданию последние 90 лет страшно не везло. Это, безусловно, один из главных домов городка исторического музея. Приятно, что отдельные элементы декора в процессе реставраций с XVIII века были сохранены. Общая площадь после завершения работ составит 26 тысяч метров. Очень сложен сам процесс реконструкции – четыре этажа вниз, 15 метров углубления. Завершить все планируем к концу 2018 года. Здесь будут экспонироваться больше 900 картин. На реконструкцию конкретно этого объекта выделено 3,4 миллиарда рублей».
«Для меня подарок судьбы то, что нам удалось обнаружить останки построек XVII века, которых в Москве очень мало. Особенно это касается гражданских построек. Много храмов, но гражданской архитектуре не очень везло – ее постоянно перестраивали. Здесь есть возможность восстановить окна, фасад. Не менее важно, что есть квартал для доступной пешеходной среды. Музеи тем самым вступают в диалог с горожанами и можно даже не заходя в музей окунуться в эту среду. Такой принцип работает в Европе – такой принцип должен быть и здесь. Эта атмосфера для встреч, общения и прочего. Данная музейная площадка целиком ориентирована на горожан».
Что говорят посетители музея о реконструкции
«Я очень люблю Пушкинский музей, особенно лекции «Мусейона» и выставки в главном здании. Для Москвы это самый важный музей. По сравнению с тем, что было раньше, — а я могу сравнивать, так как мне уже 50 лет, — музей выходит на международный уровень, становится интерактивным. Самое главное, что хочется изменить – это цену. Я понимаю, что цена оправдана, но лишний раз не пойдешь. Если раньше я ходила на все выставки, то сегодня приходится выбирать».
«С искусством я знаком поверхностно. Я вообще занимаюсь грунтовыми водами, причем занимаюсь независимо ни от кого. Можно сказать, что я независимый общественный эксперт, над которым нет никакого начальства. В Пушкинский музей я хожу редко, и меня больше интересует дефектоскопия городской застройки. Области, которые волнуют меня – это Знаменка и немного Волхонки. У меня даже есть свой фильм об этом. Он называется «Лужковские ямы» . Там материал по многим улицам».
«Я очень любила в период студенчества ходить в музей и рисовать разные объекты – от самого главного здания до древнегреческих статуй. Приходила изучать живопись и скульптуру. Сейчас хожу редко. Не устраивают меня только огромные очереди на популярные выставки, но я понимаю, что это естественно и сделать с этим, наверное, ничего нельзя».
«Я не так часто хожу в Пушкинский – больше люблю Третьяковку. Я люблю раскопки и в будущем буду продолжать заниматься этим. Мне было интересно посмотреть на новый корпус, как ведутся работы внутри. О, кладка XVII века! Я считаю, что дела с реставрационными процессами в России плохи: когда кто-то выигрывает тендер и не успевает выполнить работы, то набирает себе штаб смежников, которые очень быстро и за маленькие деньги должны все это сделать. Это грустно, потому что второпях ничего хорошего не получается. За границей больше прогрессивных примеров, так как они экспериментально относятся к реставрационным процессам: одну часть оставить в развалинах, а другую восстановить».
«Хожу в музей не часто, но отношусь к нему трепетно. Очень рада, что начали наконец что-то делать. Я ходила на эту усадьбу смотреть и 20, и 10 лет назад и всегда переживала, что она рассыпается и разваливается. Трагическое было к этому отношение. Я сегодня утром послушала интервью Марины Лошак на «Эхе Москвы» и пошла на экскурсию. Счастлива, что прорвалась. У меня нет критики и претензий к музею».
«Пушкинский музей всегда был самым любимым, с ним связано много воспоминаний из детства. Мне нравится их дружелюбие к гостям. Поскольку я занимаюсь историей искусства, для меня особенно интересно попасть на подобное мероприятие. Что бы я хотела изменить? Наверное, сделать парковку и производить больше сувениров».
«В Пушкинском у меня была университетская практика. Мне очень нравятся гениальные выставки, особенно запомнились прерафаэлиты и Dior. Музей стремится быть ближе к молодежи, у них и инстаграм, и твиттер есть. Я надеюсь, что к памятнику будут бережно относиться. Мой папа занимается реконструкцией как раз таких памятников. Как один архитектор пошутил: «Реконструкцией в Москве может называться любое строительство, в смету которого внесен снос предыдущего здания». Надеюсь, что с этим зданием будет не так».