перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая архитектура Москвы

«Город набережных»: как построить на окраине Химок маленькую Венецию

Дома

В Подмосковье достраивается жилой квартал эконом-класса «Город набережных», который внешним видом сильно отличается от конкурентов. «Афиша» узнала у застройщика и архитектора комплекса, как здесь будут жить.

Что такое «Город набережных»?

«Город набережных», построенный пару лет назад неподалеку от подмосковных Химок, считается жилым комплексом экономкласса. Стоимость самых дешевых квартир — просторных студий-однушек — начиналась от 3 миллионов рублей. Все корпуса уже построены: в большинстве домов сейчас заканчивается внутренняя отделка и проходит обустройство квартир. Все квартиры успели раскупить задолго до этого этапа. 

Главная особенность нового жилого квартала в том, что при низкой стоимости квартир комплекс выглядит неожиданно дорого: вместо типовых многоэтажек на окраине Химок выросли дома в стиле интеллигентного сталинского ампира. 

Помимо настоящей набережной реки Клязьмы, которая протекает вдоль комплекса, на территории спроектировали два искусственных водных канала — отсюда и название. Весь «Город набережных» спроектировал петербургский архитектор Максим Атаянц. По словам Александра Долгина, главы девелоперской компании Urban Group, которой принадлежит комплекс, «Город набережных» — микрорайон совершенно нового типа, где внешний вид дома не менее важен, чем купленные квадратные метры. 

Что такое микрорайон нового типа?

Александр Долгин Александр Долгин Основатель Urban Group

«С развитием экономики и с повышением уровня жизни в стране обозначился диссонанс. Наши соотечественники, в первую очередь средний класс, привыкли к высокому уровню сервиса в различных областях жизни — ресторанах, банковских услугах, туризме. Во всех продвинутых индустриях вещи, услуги, сервисы не просто удовлетворяют базовую потребность человека, они социально и культурно обогащают.

В это же время жилье уже больше 50 лет продолжает удовлетворять преимущественно только базовую функцию: это коробочка для укладывания человеческого тела на ночевку. Точка.

Так вот, вся идея «Города набережных» (как и всех городских проектов Urban Group) заключается в том, чтобы реализовать функциональное наполнение жилья как важной части человеческой жизни. У нас есть потребность не только в выживании: нам нужны сопричастность, коммуникация с другими людьми, красота. Людям важно авторизировать свое жилье. В «Городе набережных» жильцу просто объяснить своим гостям, в каком доме он живет, потому что каждое здание индивидуально. Это довольно важный принцип, один из нескольких, которые реализуют продвинутые теоретики и практики градостроения на Западе. У человека должно быть чувство гордости, что он живет именно здесь. Эти задачи мы и пытаемся решить в своих микрогородах.

На Западе тоже много лет была аналогичная ситуация. Обратите внимание: когда вы едете за границей из аэропорта в центр, всегда проезжаете типичные спальные районы вроде наших Черемушек. Просто Запад гораздо быстрее нас преодолел эту загогулину в своем урбанистическом развитии. Там уже все поняли, что это неудачный, тупиковый вариант, и перестали так строить. В России же продолжают создавать типовые районы.

Выбирая архитектора, девелопер хорошо представляет себе стилистику, которую любит реализовывать тот или иной мастер. Художнику нельзя сказать: «А вот руку нарисуй синим. А мизинчики покрась красным». Поэтому мы сформулировали несколько ведущих принципов, по которым должен быть построен «Город набережных», а в визуальную часть не вмешивались.

Среди наших требований были такие: сложная градостроительная сетка улиц и дорог, визуальное отличие домов друг от друга (у каждого из них своя условная «одежда» — лестницы, фасады, выступы), закрытые от автомобилей дворы, полный набор социальной инфраструктуры. Полный перечень намного длиннее и изощреннее. На мой взгляд, Максим Атаянц с заданием справился блестяще.

Стоимость квартир у нас начиналась от 3 миллионов рублей, это действительно очень недорого. Как нам удалось? Это уже и есть искусство девелопера. Скажем так, вся красота «Города набережных» и ухищрения обходятся примерно в 10–15% от стоимости жилья».  

Как архитектура может поменять отношение горожан к жилью?

Максим Атаянц Максим Атаянц Архитектор «Города набережных»

«Город набережных» был очень важным проектом и для нас, и для девелоперов. Это не разовая задача; мы вместе с Urban Group работаем над созданием, говоря девелоперским языком, особого продукта. Мы попробовали сделать смешанный формат, чтобы там были и дома средней этажности (от 4 до 8 этажей), и таунхаусы.

Я сторонник традиционного градостроительства, когда городское пространство воспринимается как отдельная ценность с комфортной, дружественной средой для человека, где бы он не чувствовал себя отчужденно. Проверить, справляется ли проект с этой задачей просто: если человек, который поселился в таком жилом районе, вышел из дома, прошелся полчаса и вернулся в лучшем настроении, чем когда выходил, значит, все получилось. Архитектурными и градостроительными средствами такого результата можно добиться.

К сожалению, пока человек воспринимает все, что находится за железной дверью его квартиры, как что-то чужое. Наша же идея в том, чтобы своим пространством человек считал подъезд, двор, район. Для этого мы спроектировали подъезды с двумя выходами: один выходит на улицу (он для посторонних, к нему может подъехать скорая, пожарная или грузовая машина), а другой во двор, где автомобилей нет совсем, туда можно спокойно отпустить гулять ребенка. Этот прием позволяет воспринимать двор как пространство, принадлежащее сообществу жильцов именно этого дома. Чтобы выражения «проходной двор» в качестве негативного словосочетания, как мы его привыкли употреблять, здесь не было.

Кроме того, мы построили полноценные улицы, а не проезды для машин, как это было в позднесоветских микрорайонах. Мы построили фрагмент настоящего города со всеми его элементами: у нас есть дома, кварталы, переулки, улицы, бульвары и площади.

Плюс среднеэтажный формат делает среду более комфортной — такие дома не давят на человека.

Что касается конкретно «Города набережных», там некоторые интересные решения были подсказаны самой площадкой. Это более-менее прямоугольной формы место, две стороны которого образованы излучиной подмосковной реки Клязьмы. С одной стороны, это очень здорово, с другой — на нас лежала большая ответственность: нужно было сохранить реку. К ней вели две перпендикулярные улицы, на них мы решили сделать каналы. Водное зеркало посреди квартала прибавляет ощущений. При этом каналы не связаны с рекой, поэтому не трогают ее экологию.

Архитектура в данном случае — это искусство пространства, по которому человеку должно быть интересно передвигаться. Он не должен идти 200 метров вдоль серого дома, он должен встречать арки, анфилады, чтобы не было ощущения стесненности в каменном мешке. Разнообразие пространственных раскрытий добавляет человеку новых ощущений.

Что касается архитектуры фасадов, нужно понимать, что мы не дворцы строили. Это жилье, рассчитанное на самого обычного человека. Это уже девелоперский вопрос, но общая логика простая: здесь цена квартиры должна быть такая, чтобы житель, получив ипотеку, тратил на эти выплаты не больше, чем если бы он арендовал такое жилье. Это не единичный элитный дом, поэтому мы были в жестких экономических рамках.

Мы много думали о видах из окон. Для их разнообразия стали делать дома разной этажности и на тех, что ниже, класть черепицу — естественный материал, приятный человеческому глазу. Тот факт, что участок не совсем плоский, а от реки в сторону леса повышается амфитеатром, тоже позволил разнообразить среду.

Пока вдоль улиц много машин, но и этот вопрос имеет решение. У нас есть подземные паркинги под дворами, но они достаточно дорогие, не каждый захочет покупать себе место. Поэтому в качестве альтернативы мы еще построили отдельный многоуровневый паркинг, который гораздо дешевле. Как только он достроится, все машины с улиц переедут туда. Он полноценный, с архитектурным фасадом, сделан в виде крупной аркады, он закрывает, «экранирует» нашу жилую застройку от шоссе, чтобы было менее шумно.

Основную часть торговых точек мы постарались распределить на первых этажах жилых домов – это придает району жизни. Всегда приятно, когда ты сразу видишь, что сюда можно зайти за кофе, а туда — за свежим хлебом.

Что касается архитектурного стиля, то вопрос о нем передо мной не стоял — я давно определился со своими предпочтениями. Выбрав меня в качестве архитектора, заказчик с этими представлениями согласился. Я всегда строю нечто подобное. Кому нравится, те меня приглашают, кому нет — они приглашают других прекрасных мастеров, которые делают по-другому. Наверное, это и правильно». 

Ошибка в тексте
Отправить