перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая архитектура Москвы

Как превратить Большую Лубянку и Сретенку в новую пешеходную зону

Дома

Премьера проекта на «Городе»: как архитекторы предлагают переделать Большую Лубянку и Сретенку в новую пешеходную зону. Нравится? Пугает? Мы ждем ваших мнений.

Кто это придумал

Kleinewelt Architekten — молодое архитектурное бюро, основанное в 2013 году братьями Переслегиными и Георгием Трофимовым. Николай Переслегин в 2011 году разместил ролик о незаконном разрушении дома Кольбе на Якиманке, после чего Собянин аннулировал 200 разрешений на снос в центре города (дом Прошина в 2014-м это, однако, не спасло). Несколько лет Переслегин работал советником главы Департамента культурного наследия Александра Кибовского, а в конце 2013 года решил оставить должность чиновника и заняться тем, чем всегда хотел, — архитектурой. У его младшего брата Сергея к тому моменту за плечами были МАРХИ, стажировка в Мюнхене и работа в швейцарско-российском бюро Arch4 (проектировали, например, пресс-центр в РИА «Новости»). В результате братья решили объединить усилия и создать собственную студию Kleinewelt Architekten, а чуть позже к ним присоединился и знакомый Сергея по работе в Arch4, Георгий Трофимов.

За два года работы у бюро накопилось приличное количество проектов по всей России. Первой работой стала винодельня в Краснодарском крае. В Москве студия построила павильоны в Таганском парке и на ВДНХ. Кроме того, Kleinewelt Architekten разработали концепцию обновления дома Наркомфина, представленную на Культурном форуме в Манеже. Сейчас она находится на согласовании.

Как сделать Большую Лубянку и Сретенку пешеходными

Архитекторы пристально наблюдали за созданием в Москве пешеходных зон — Пятницкой, Большой Дмитровки, Никольской и Забелина. Несмотря на то что горожане идею приветствовали, к проектам возникла масса претензий: коленки стукались о квадратные клумбы-глыбы, велодорожки уходили в никуда, для парковочных карманов был выбран странный размер. Kleinewelt предложили свой вариант реконструкции Большой Лубянки и Сретенки, одного из самых загруженных участков в центре, который идет от Лубянской площади до Садового кольца. Архитекторы также предлагают разогнать машины с заставленной площади Воровского, очистить пространство перед филиалом Театра Маяковского, освободить место на Большой Лубянке, 28, и на Большой Сухаревской площади.

Переслегины с Трофимовым обратили внимание, что сегодня участок от Лубянской площади до Садового кольца катастрофически не пригоден для пешеходов и не удобен для машин. В своей концепции Kleinewelt Architekten предлагают немного расширить тротуар и вымостить его несколько видами плитки: посередине идут большие широкие плиты, по бокам от них — мелкое мощение. Плюс к тому — тактильное покрытие для инвалидов около переходов. На одной из сторон тротуара появится велодорожка, которую от проезжей части отделят каменные отбойники — их подглядели на дореволюционных фотографиях Большой Лубянки и Сретенки. В отличие от велодорожки на Пятницкой здесь выделенная полоса не прерывается и ведет прямо от Лубянской площади до Садового. И на перекрестках она не будет исчезать, как улыбка Чеширского кота. 

Главная проблема площадей в этом районе в том, что они фактически выключены из жизни пешеходов и используются для стоянки машин. Kleinewelt Architekten предлагают отказаться от парковок, заменив их карманами вдоль проезжей части. На площади Воровского когда-то стояла церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, снесенная в 1924 году. Чтобы напомнить горожанам об истории этого места, проект подразумевает на площади сквер — по форме он будет напоминать разрушенную церковь.

Площадь перед Театром Маяковского, Сретенские Ворота, Большую Сухаревскую и участок на Большой Лубянке, 28, также предлагается заполнить разноформатными скверами. Например, на Большой Лубянке появится небольшой деревянный амфитеатр, а загроможденную палатками Большую Сухаревскую превратят в лаконичную общественную зону с клумбами. Архитекторы только разработали проект и собираются в ближайшее время показать ее мэрии. 

Как оживить мертвые зоны в Голутвино, на Воздвиженке и в Хамовниках

По словам Kleinewelt Architekten, в Москве, несмотря на развитие публичных пространств, в центре остаются «мертвые зоны» для пешеходов. Одним из примеров такого участка является Голутвино — 432-й и 433-й кварталы, которые находятся между Якиманской набережной и Якиманским проездом. Эти территории принадлежат девелоперам, сейчас там работают офисы, однако владельцы хотят построить жилой комплекс. По их заказу Kleinewelt Architekten разработали проект. Если его осуществят, то помимо жилого дома в Голутвинской слободе появятся и общественные зоны: все дворы откроют, оснастят небольшими сквериками, поставят скаймеки, павильоны с кафе и магазинчиками. Таким образом, кварталы 432-й и 433-й станут транзитной зоной для пешеходов, идущих от Крымской набережной к «Красному Октябрю». 

Еще одним проектом, воссоздающим на базе жилого района общественную функцию, можно считать «Квартал 37» — это территория между Воздвиженкой и Знаменкой, за Музеем архитектуры им. Щусева. Сейчас там находятся жилые дома в аварийном состоянии (один и вовсе считается памятником конструктивизма) и руины разрушенной церкви Воздвижения Креста. Архитекторы предлагают восстановить жилые дома, а всю территорию вокруг них разделить условно на две части: Знаменские дворы (это будут тихие сады у жилых домов) и Воздвиженский сад с подземной парковкой. Сад будет разбит на основе церковных руин, превращенных в своего рода музей архитектуры под открытым небом. Из новых построек проект предполагает только стеклянные кубы в Воздвиженском саду. 

На счету у Kleinewelt Architekten также третий девелоперский проект, который должен наполнить жизнью пустующий уголок Хамовников в Олсуфьевском переулке рядом с улицей Россолимо. Сейчас на этом месте находятся склады и гаражи. Эти здания начала XX века не имеют охранного статуса, но выглядят симпатично. Архитекторы выяснили, что они располагаются в геометрическом центре района Хамовники. Можно воспринимать комплекс гаражей и складов как сердце района и сделать проект, который мог бы стать символом Хамовников. 

По совместному плану Трофимова и братьев Переслегиных шесть корпусов будущего комплекса как бы унаследуют структуру шести находившихся тут слобод. А по высоте здания будут символизировать шесть веков — от XVI до XXI, — и олицетворять это будет меняющаяся от этажа к этажу внешняя отделка. В этой стороне Хамовников район практически нежилой: превалируют офисы и административные здания, тут слабо развита инфраструктура. Поэтому первые этажи в проекте Kleinewelt Architekten предназначены для магазинов и кафе, а внутренние дворы открыты для всех желающих. 

Что мы про это думаем

Своим проектом реконструкции Сретенки и Лубянки бюро Kleinwelt, по сути, доводит до логического соответствия то, что и так делает мэрия. В своем плане Переслегины с Трофимовым гораздо щедрее обращаются со свободным пространством: все, что было занято машинами, они хотят отдать зелени. Да, гранитная площадь с балериной на Большой Дмитровке, где стоит общественный туалет и скамейки, выглядит угрюмо, однако облетевшие деревья в скверах Kleinewelt Architekten зимой будут смотреться еще грустнее — особенно из окон машин, застрявших тут в вечной пробке. 

Если идея обновления улиц основана исключительно на добрых побуждениях архитекторов, то у их девелоперских проектов есть конкретные заказчики. И тут налицо явный прогресс, если сравнивать их планы в Голутвино и Хамовниках с отгороженным элитным жильем в районе Остоженки. В основе их идей — желание сохранить историческую застройку и вовлечь комплекс апартаментов в жизнь города. 

Ошибка в тексте
Отправить