Новая архитектура Москвы
Соборная мечеть: от охранной грамоты Сталина до волоса пророка
Едва ли не самое заметное открытие года для сотен тысяч московских мусульман — открытие Соборной мечети на проспекте Мира. По просьбе «Афиши» Глеб Леонов сфотографировал пятничную молитву, а исследователь мусульманской общины Москвы Марат Сафаров описал историю мечети.
Московская соборная мечеть в районе проспекта Мира чаще всего становилась известной жителям города в дни больших мусульманских праздников — Ураза-байрам и Курбан-байрам, когда все прилегающие кварталы перекрывались и заполнялись толпами молящихся, а в СМИ появлялись впечатляющие снимки многотысячной коллективной молитвы. Теперь, после открытия 23 сентября нового комплекса мечети, она становится и одной из важных архитектурных доминант местности — высокие минареты мечети видны далеко от Олимпийского проспекта. Мусульманская жизнь здесь кипит уже более 100 лет, и даже в советскую эпоху во время религиозных праздников на улице Дурова приостанавливалось движение трамваев.
Сейчас уже трудно представить, что местность вокруг мечети вплоть до конца семидесятых имела полупровинциальный облик. Здесь преобладала малоэтажная застройка, в том числе деревянная, окруженная многочисленными заборами, палисадниками, старыми амбарами для хранения дров. Столичная жизнь напоминала о себе, по существу, лишь трамвайной линией, уводившей в более энергичные районы. Весь этот старомосковский уклад исчез в ходе подготовки к Олимпиаде 1980 года, и лишь энергичная работа приходского совета мечети и обращения посольств арабо-мусульманских стран в советские партийные органы спасли здание от разрушения.
Сама же мечеть, основанная в 1904 году на средства купца Салиха Ерзина, торговавшего тканями и пушниной, никогда не закрывалась. Поначалу она была второй в Москве, а после закрытия в 1937 году мечети в Замоскворечье именно адрес Выползов переулок, дом 7, стал восприниматься в мире в качестве одного из символов советского ислама. Охранная грамота Сталина, выданная в виде благодарственной телеграммы мечети в годы войны за помощь фронту, и послевоенные визиты лидеров мусульманских стран в скромный Выползов переулок сохраняли здесь религиозную жизнь. Гамаля Абделя Насера, Сукарно, Муаммара Каддафи и многих других политиков, искавших благосклонности СССР, в Москве возили не только в Кремль и на какое-нибудь передовое предприятие, но и в мечеть — чтобы продемонстрировать веротерпимость коммунистов. Каждый визит проходил сложно и часто не по сценарию. К примеру, посетивший мечеть в 1981 году эксцентричный лидер Ливийской Джамахирии не слишком следовал дипломатическому протоколу — Каддафи расспрашивал имамов о причинах отсутствия молодежи в молельном зале, о том, где вообще купить в Москве религиозную литературу, пытался помочь мечети деньгами. Примерно в эти же годы иранцы оставляли на подоконниках мечети портреты аятоллы Хомейни, настойчиво приглашали имама Ахметзяна Мустафина посетить Тегеран, хотя ни СССР, ни тем более советские мусульманские религиозные деятели еще не определились в своем отношении к внезапно произошедшей Исламской революции. Так или иначе, именно международный статус мечети сохранил ее и позволил в советской Москве открыто проводить молитвы. Имамов приглашали на правительственные приемы.
Как это было во времена имам-хатыба Московской соборной мечети Ахметзяна Мустафина (1902–1986)
«Уже в 1957 году дядю включили в поездку в хадж. Помню, что он привез красивые платки сестрам. Приглашали дядю на приемы правительственные. Один раз он приветствовал Ворошилова, спросил о здоровье, а Ворошилов ему ответил: «Вашими молитвами». Побывал дядя в Афганистане, в Марокко. Особенно ему понравилась жизнь татар в Финляндии, куда он ездил в 1967 году. Он часто вспоминал свои впечатления от татарской общины Финляндии: как они живут, соблюдают религию. Проповеди, которые дядя читал с минбара Московской соборной мечети, татары в городе обсуждали и, когда появились магнитофоны, пытались записывать на пленку. Однако дядя не любил, чтобы его проповеди записывались. Он считал, что времена могут измениться и его слова будут поняты неверно, обращены против него. Его проповеди — и пятничные, и на праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам — всегда проверяли советские чиновники. Надо было текст проповеди заранее сдавать на проверку.
Очень хорошо помню последний год жизни дяди — 1986-й. Дядя тогда на одном правительственном приеме хорошо поговорил с Горбачевым, уже ставшим генсеком, и оказалось, что они были знакомы до этого, встречались на приемах».
Жизнь Московской соборной мечети переменилась в девяностые. Несмотря на то что молодых татар среди прихожан стало больше, татары постепенно уступали прихожанам других национальностей. В девяностых стали очень заметны прихожане из республик Северного Кавказа, в нулевых добавились трудовые мигранты из государств Средней Азии, преимущественно Узбекистана и Киргизии. Изменение этнического состава прихожан существенным образом повлияло на внутреннюю жизнь мечети. К примеру, если до середины девяностых языком проповеди в мечети был татарский, то впоследствии ее стали читать на татарском и русском.
Русскоязычные и полностью урбанизированные потомки старомосковских татарских семей, таджикские трудовые мигранты, киргизские женщины с детьми, арабы и турки — все это современные прихожане Московской соборной мечети. По существу, прихожанин мечети — часть мира современного мегаполиса. В одном молитвенном ряду — трудовые мигранты, пораженные красотой интерьеров мечети и замечающие сходство портала с известными бухарскими образцами, и сотрудники дипкорпуса арабских стран, чьи представители посещают Выползов переулок уже много десятилетий.
Как это происходит сейчас: рассказ прихожанина
«На проспекте Мира находится именно джума-мечеть (место, где проводят пятничные молитвы. — Прим. ред.). Мест раньше не хватало, молились на улице или во временном шатре. Намаз мы читаем с детства, как приучил отец. На родине я бывал в большом комплексе, где похоронен имам Аль-Бухари (собиратель хадисов — высказываний пророка Мухаммеда. — Прим. ред.), и в Самарканде много красивых мечетей. Поэтому большие мечети для меня привычны. Здесь молятся много людей из наших мест, и из Ферганской долины, и узбеки из Оша. Мы общаемся после молитвы, обсуждаем вопросы, связанные с работой, — кто куда устроился, какая зарплата. Я закончил институт, в Москве бывал и в советское время. Раньше в Москве делал ремонты, был бригадиром, теперь работаю в рекламе. Когда приезжаю домой, рассказываю, как много мусульман в Москве. Вот теперь покажу своим фото нового здания».
Примечательны три мемориальные доски, установленные на фасаде здания: в память открытия комплекса Владимиром Путиным и муфтием Равилем Гайнутдином, меценатам — основателям здания 1904 года и Сулейману Керимову — выделившему большую часть из 170 млн долларов бюджета строительства мечети. Кстати, именно Керимов наряду с Путиным, Эрдоганом, Аббасом и муфтием Гайнутдином стали первыми вошедшими в зал мечети после церемонии открытия.
Церемония открытия собрала очень разных людей. Среди гостей были замечены Рамзан Кадыров, Владимир Жириновский, Тина Канделаки, Надежда Бабкина. Специально посмотреть интерьеры мечети приехал актер Стивен Сигал. К известным гостям мечети не привыкать — Выползов переулок, дом 7, и после масштабной стройки остается центром российского ислама.
Нынешняя Соборная мечеть — это не реконструкция старой. Это новое здание, построенное на ее месте. Проекты расширения начали обсуждаться еще в начале нулевых: Соборная мечеть уже давно не вмещала верующих даже в дни пятничных молитв. В 2005 году началась глобальная стройка. В 2011 году старое, ветхое здание разобрали. Несколько лет молитвы проходили во временном помещении.
Как все выглядит с точки зрения архитектуры
Для совершения молитвы предназначены три этажа. В мечети имеется большой и малый молельные залы (при этом малый молельный зал повторяет архитектуру и пространство старого здания Соборной мечети, существовавшего до 2011 года). По периметру залов расположены балконы, увеличивающие вместимость здания. В помещении для омовения оборудованы места специально для лиц с ограниченными возможностями.
Общая площадь сооружения — 18 900 квадратных метров (до реконструкции — 964 квадратных метра).
Мечеть освещают более 320 настенных и потолочных люстр из хрусталя, разных по размеру и форме. Главная хрустальная люстра в центральном молитвенном зале весит 1,5 тонны.
В основании мечети для укрепления конструкций была вбита 131 свая, поскольку рядом проходит линия метро и протекает знаменитая московская подземная река Неглинка. Минареты мечети стилизованы под башни Московского Кремля и знаменитую казанскую башню Сююмбике. Внутри мечети могут разместиться до 10 тысяч прихожан.
В ближайшие дни паломничество на проспект Мира может увеличиться: многие захотят своими глазами увидеть подаренную Кадыровым святыню — волос пророка Мухаммеда, — которую 6 октября привезли в Москву в специальной стеклянной колбе. Капсулу заключат в ковчег, ковчег спрячут за бронированную витрину.
Впрочем, не обязательно быть мусульманином, чтобы попасть в мечеть, — здесь действуют такие же правила, как в мечетях Стамбула и любых других мегаполисов. Нужно закрыть волосы (для женщин), приходить в обычной городской одежде (не мини и не шорты), снимать обувь и не мешать молящимся. В конце концов, для города новая Соборная мечеть означает и то, что люди, дежурно поражающиеся дважды в год количеству преклонивших колени во время исламских праздников, смогут перестать поражаться увиденному в интернете — и захотеть своими глазами разглядеть роспись потолков, пройтись по мягким коврам и выпить чаю в чайхане по соседству. И понять, что чисто русское выражение «намоленное место» к Выползову переулку относится как мало к чему в Москве.