«Гранитные кадки, клумбы и монументальные туалеты придают Москве новое уродство»
Архитектурный критик Анна Шевченко — о неудачном проекте реконструкции Хитровки и том, как горожане проиграли войну за историческую площадь.
Современная история Хитровки ведет начало с лужковских времен, когда компания «Дон-Строй» предъявила в 2008 году свой проект застройки Хитровской площади — восьмиэтажный офисный центр на 2500 сотрудников с парковкой на 250 машиномест. Идея строительства офисной коробки в историческом районе вызвала серьезный протест со стороны общественных организаций и простых москвичей. Горожане подали заявку в Историко-культурный экспертный совет, и 16 октября 2008 года район Хитровской площади был отнесен к объектам культурного наследия.
5 февраля 2009 года Лужков приостановил строительство и поручил Москомархитектуре проработать вопрос о воссоздании исторического облика Хитровской площади. Вскоре строительство офисного центра было окончательно отменено, а там и мэр сменился — Сергей Собянин заявил, что на Хитровской площади нужно разбить сквер. Прекрасное предложение омрачалось лишь тем, что под сквером предлагали построить парковку на 268 машиномест, состоящую из трех подземных этажей и одного надземного. Жители выступили категорически против, и в 2012 году автостоянку отменили.
И вот, наконец, победа — идея создания сквера (без парковки!) нашла свое воплощение: в сентябре этого года жители близлежащих домов обнаружили, что работы начались, а префектура ЦАО обнародовала заявление, что проект сквера «прошел все экспертизы».
Обратимся к проекту. В принципе, подобная красота вполне бы могла осчастливить жителей какого-нибудь удаленного района Москвы. Начало довольно неожиданное: главный вход на площадь исполнен в виде броского ландшафтного объекта, напоминающего вентилятор, заключенный в кольцо гранитных лестниц. Монументальность планировки входит в диссонанс с наивностью декоративных объемов — цветка с четырьмя лепестками, закручивающимися на манер то ли коловрата, то ли мясорубки, и массивных зеленых шаров. Эта композиция заманивает прохожего внутрь сквера, где обнаруживается гигантская овальная площадь со стелой, посвященной основателю Хитровки — генералу Русско-турецкой войны Николаю Хитрово. Стела позаимствована из проекта скульптора Николая Аввакумова, разработанного при участии жителей, но претерпела сильные искажения. В целом рисунок планировки производит впечатление работы дизайнера-любителя. На информационном щите указан заказчик (Дирекция ЖКХиБ ЦАО) и проектировщик (ООО «Мэгли проект»), что, впрочем, ни о чем не говорит: есть ощущение, что город по-тихому провел тендер. С работами «Мэгли проекта» можно ознакомиться на сайте компании — надо сказать, что круги, шары и цветочные часы там встречаются повсеместно.
Изначально разумная идея о создании сквера реализуется своеобразно. Заместитель мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков (о нем простые горожане вспоминают, когда их занимает вопрос окрашивания бордюров и уборки листьев во дворах) — единственный важный чиновник, оставшийся от команды Лужкова, и он до сих пор верен традиции лужковского стиля. Все эти гранитные кадки, массивные клумбы и урны, монументальные туалеты и прочие элементы провинциального шика, столь любимые комплексом ЖКХиБ, навязываются городу и тиражируются вновь и вновь, придавая Москве какое-то новое уродство.
И здесь нечему удивляться, ведь если вопросами проектирования среды занимаются не профессионалы, а крепкие хозяйственники и специалисты по ЖКХ, то вряд ли когда-нибудь удастся избавиться от желто-зеленых бордюров, а с историческим окружением будут работать все так же грубо. На Хитровке задолго до проведения аукциона по определению подрядчика приступили к рытью котлована для прокладки теплосети. Рабочие рубили корни у старых тополей и вывозили КамАЗами многовековой археологический слой. После жалобы ВООПИиК Федеральная антимонопольная служба официально приостановила работы, однако, по свидетельствам жителей, стройка до сих пор продолжается — но уже по ночам.
Равнодушием к эстетике и логике городской среды отмечены многие столичные пространства, но случай Хитровки воспринимается как особенный. Хитровка — уникальный район сохранившейся старой Москвы: на территории находится 10 федеральных памятников, 3 региональных и два памятника археологии. Конечно, в нормальной ситуации здесь должен быть проведен конкурс и выбрано предложение, как-то реагирующее на атмосферу места. Сейчас же получается, что горожане годами спасали площадь от девелоперов только для того, чтобы в итоге получить нелепый проект. И ведь не объяснишь, что не всякое благоустройство действительно является благом.