Сегодня / 15:05
МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
Сегодня / 16:57
Руководители «Афиши» рассказали о пользе спецпроектов и организации фестивалей
Сегодня / 16:32
Вышел трейлер «Уоллес и Громит: Самая дикая месть»
Сегодня / 16:05
Vanity Fair нашел «тайную музу» Кормака МакКарти. Они начали отношения, когда ему было 42, а ей 16
Сегодня / 15:45
Новый «Ведьмак» расскажет о молодом Геральте
Сегодня / 15:33
Исполнительница роли Милхауса Памела Хейден заявила об уходе из «Симпсонов»
Сегодня / 15:13
Американка жаловалась на звуки животных под домом. Оказалось, их издавал голый мужчина
Сегодня / 13:50
Минцифры хочет отправить айтишников педагогами в вузы, чтобы их компании могли продлить аккредитацию
Сегодня / 13:49
Большинство тиктоков об СДВГ вводят в заблуждение
Сегодня / 12:55
Ангела Меркель обращалась за советом к папе римскому, когда Дональд Трамп впервые стал президентом
Сегодня / 12:32
В Астраханской области подросток покончил с собой после буллинга в школе
Сегодня / 11:56
Институт Пушкина выбрал слово 2024 года. Это «Пушкин»
Сегодня / 11:19
Россиянин стал учеником гадалки и развел ее на 2 млн рублей
Сегодня / 10:58
В Сестрорецке сгорел шалаш Ленина
Сегодня / 10:41
Российские авиакомпании перестали использовать половину Airbus A320/А321neo из‑за санкций
Сегодня / 10:05
Банан, приклеенный скотчем к стене, продали на аукционе за 6,2 млн долларов
Сегодня / 09:54
В Новой Зеландии задержали нарушителя всего через три минуты после появления нового закона
Сегодня / 08:47
Роберт Паттинсон снова поработает с Кристофером Ноланом
Сегодня / 02:10
Кембриджский словарь назвал словом года глагол «манифестировать»
Сегодня / 01:37
Майли Сайрус выпустит альбом «Something Beautiful», вдохновленный группой Pink Floyd
Сегодня / 01:11
СМИ: Дэниел Крейг сыграет в фильме «Сержант Рок» от DC Studios, который снимет Лука Гуаданьино
Сегодня / 00:37
Шер заявила, что ее бывший муж Сонни Боно серьезно думал о расправе над ней
Вчера / 23:37
Энн Хэтэуэй снимется в экранизации романа «Тайный дневник Верити» Колин Гувер
Вчера / 22:40
Итальянская деревня предложила дома за 1 доллар американцам, недовольным президентскими выборами
Вчера / 22:01
Вышел трейлер многосерийного спин-оффа «Головоломки»
Вчера / 21:44
В Японии маникюрщица начала украшать ногти клиенток мусором из океана
Вчера / 21:01
Игры помогают строить карьеру ― доказано учеными
Вчера / 20:52
Картину Рене Магритта продали на аукционе за рекордную сумму
Вчера / 20:01
S.T.A.L.K.E.R. 2 все-таки вышел. Первые отзывы у игры смешанные
Вчера / 19:50
Создатели «Шершней» анонсировали дату релиза третьего сезона
Вчера / 18:47
В Петербурге сдают мини-помещение, куда можно забраться, лишь сев на корточки
Вчера / 18:41
Самара Уивинг снимется в триллере «Поездка» Йормы Такконе
Вчера / 18:10
Виа Монтенаполеоне в Милане возглавила рейтинг самых дорогих торговых улиц 2024 года
Вчера / 17:56
Число абортов в России сократилось в 8 раз за последние 30 лет и находится на минимуме
Вчера / 17:41
Вышел новый тизер сериала «Чужой: Земля»

Гнойный и Замай пришли на телеканал «Культура». Вот как это было

18 сентября 2017 в 14:11
YouTube

16 сентября на телеканале «Культура» произошел исторический эфир. Михаил Швыдкой пригласил к себе в программу «Агора» рэперов Гнойного и Замая. Вместе с другими гостями студии они обсуждали тему рэп-баттлов и их влияния на культуру. «Афиша Daily» выбрала ключевые фразы участников этого шоу.

Участники разговора: Игорь Волгин (писатель, профессор факультета журналистики МГУ), Сергей Шаргунов (писатель, депутат Госдумы), Александр Кушнир (музыкальный продюсер, журналист), Дмитрий Воденников (поэт), Михаил Швыдкой (ведущий, бывший министр культуры), Гнойный и Замай (оба — рэперы).

Все реплики указаны в их оригинальной последовательности, однако некоторые фразы из дискуссии пропущены. Для полноты картины произошедшего рекомендуем посмотреть видео целиком.

Швыдкой: «Хочу представить наших уважаемых гостей, сразу предупредив их, что мы на канале «Культура», это прямой эфир и слова на «х», «б», «п», «е» и производные от них здесь запрещены. <…> Если мы поглядим на историю, то увидим, что рэп-баттл — это нормальная форма не только литературной, но и социальной жизни».

Волгин: «Это карнавальная культура, это изнаночная культура. <…> У каждого из участников вот этой дуэли есть своя маска, литературная маска. Причем это не так примитивно, как кажется. <…> Люди, которые в этом участвуют, достаточно культурные, начитанные. Они читают поэзию, классику».

Гнойный: «Мне кажется, [это возникло сейчас потому, что] есть социальный заказ. То есть [на то, чтобы] принести в общество культуру дискуссии. <…> Там, где раньше были просто какие-то пустые оскорбления, <…> теперь появилось творчество».

Замай: «Это интересно, потому что рэп-баттлы доступны большому количеству людей. [Рэперы] говорят на простом языке, у них отсутствует некий культурный пафос великих книг. <…> Тут очень много юмора. <…> Главное — это юмор, не агрессивность. Все хотят, чтобы был панчлайн. <…> Баттлы снимают пафос. <…> «Сложные щи» мы это называем».

Шаргунов: «Мне это напоминает творчество битников. Где-то напоминает даже наших шестидесятников. Например, какая-нибудь поэма «Россия воскресе» Андрея Вознесенского и Оксимирон с его «Добро пожаловать в Горгород» («Слово мэра». — Прим. ред.) или «Неваляшкой», на мой слух, начинают перекликаться».

Гнойный: «В России так сложилось, что баттл-рэп-культура вышла за рамки субкультуры. Вообще, в своей сути, в Америке это не очень популярное явление. Столько людей, сколько в России, [там] это не смотрят, потому что это замкнутая на себе игра. Чтобы понимать какой-либо [американский] рэп-баттл, нужно знать весь бэкграунд. <…> Потому что это постоянные отсылки к каким-то предыдущим рэп-баттлам, персонажам внутри этой системы. Ты существуешь в этой системе и получаешь удовольствие от того, что понимаешь все эти вещи, которые за рамки этой системы не выходят».

Воденников: «[При просмотре баттла] мне было скучно, я выключил. Но мне очень нравится идея, что там что-то кипит».

Шаргунов: «Эти рэперы — они, как говорил Горький, все в словах, как рыба в чешуе. Вот это меня обнадеживает. <…> То, что у нас такой интерес к этому, — это интерес к слову».

Швыдкой: «Вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) связаны с реальностью. Это ведь на самом деле не просто игра, а нечто большее».

Кушнир: «Мне интересны рэп-баттлы в контексте телевидения завтрашнего дня. В ближайшие дни начнутся съемки «Голубых огоньков». Мне интересно: хватит ли у центральных каналов смелости пригласить Славу, тебя (Замая. — Прим. ред.) прямо в «Голубой огонек», потому что 40 одних и тех же рыл в течение 40 лет… <…> Я за вас двумя руками, потому что вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) — глоток свежего. Мне плевать — нравится мне это или не нравится. Я за провокацию. <…> Вы молодцы, большие умницы».

Шаргунов: «Дело не только в культуре и этих «Огоньках». Дело в том, что люди истосковались по субъектности. Нужны новые персонажи, нужны новые личности, которые в состоянии отстаивать себя, люди артистичные, со своим стилем, харизмой. Именно этих людей в какой-то момент предлагает YouTube».

Швыдкой: «Опасность состоит не только в том, что [за рэперами] придет огромное количество молодежи, которая вас будет плохо имитировать. Опасность в том, что это станет очень большим бизнесом. Судя по тому, какую возможность дает интернет, — это может стать действительно огромным бизнесом. И тут-то вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) окажетесь в самом сложном положении. <…> Там [в баттлах] есть то, чего нет ни в телевизионных дискуссиях, как правило, ни в политических дебатах, ни в заседаниях Государственной думы. Люди потрясающе слушают. <…> Это потрясающая реакция. То, чего вообще не умеют совсем [сегодня]».

Гнойный: «Мне было немного обидно, что рэпер Оксимирон очень плохо изучил меня. Было бы приятно, если бы он постарался, вник в то, чем я являюсь. Он этого не сделал».

Волгин: «Посмотрите комментарии к вашим (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) выступлениям — они чудовищны. Идут тысячи комментариев с матом. Многие воспринимают это за подлинную культуру, как игру. Молодое поколение — вот в чем опасность — не будет Тютчева читать, потому что у вас есть текст. <…> В поэзии есть подтекст, у вас — только голый текст, который работает».

Замай: «То, чему большое внимание уделяется, вызовет большое количество реакций. От этого никуда не денешься, чтобы все было правильно или неправильно. Какие-то поймут верно, какие-то нет. И мы в школе должны как-то воспитывать в людях общее образование, чтобы были реакции адекватные».

Гнойный: «Я не хочу никого воспитывать. Мне противна мессианская позиция. На баттлах почитать Гумилева — это не мое. <…> Если мы к этому движемся, то тогда мы на баттлах должны читать исключительно панчлайны про то, что нужно мыть руки перед едой, о том, что нужно чистить зубы каждый день».

Шаргунов: «Мне кажется, что Тютчев и Фет никуда не денутся. Ребята (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) суперски существуют в зоне маргинального. <…> Но это не отменяет того, что никуда не делась наша большая история, никуда не делась большая культура. <…> Я сужу по одноклассникам своего сына и по тем, кто старше. Они интересуются и Гоголем, и Толстым».

Замай: «Люди хотят энергию. То, чего они сами еще не могут получить».

Гнойный: «Если в результате всех этих баттлов Дмитрий Быков зачитал фристайл на радио, то все это оправданно, все замечательно».

Шаргунов: «Обязательно упомяну с трибуны Госдумы слово «антихайп». Мне кажется, что слово «антихайп» в данном случае очень важное. Люди устали от пошлости, <…> они ищут чего-то подлинного».

Швыдкой: «Я думаю, что наша программа в каком-то смысле помогла сегодняшним зрителям понять этот феномен и убедиться в том, что появление рэп-баттлов в YouTube — это все-таки некий феномен культуры».

Расскажите друзьям
Читайте также