«Другой человек»
С 3 октября
Страдающий от одиночества и неуверенности в себе актер-неудачник с доброкачественной опухолью на все лицо соглашается на экспериментальную операцию и превращается в человека с лицом голливудского красавчика Себастьяна Стэна. Он радуется жизни ровно до того момента, как очень уверенный в себе актер с еще более безобразной опухолью (Адам Пирсон в образе более-менее самого себя) угоняет роль, которую герой был рожден сыграть.
Хит последнего «Сандэнса» и Берлинале (Стэн выиграл Серебряного медведя за лучшую роль), горькая ироническая комедия, которую мог бы снять Вуди Аллен, если бы в кои-то веки напрягся придумать необычный ракурс для своих классических наблюдений о человеческой природе. Режиссер Аарон Шимберг («Связанные по жизни») снимает, пожалуй, с тяжеловатой рукой (этот фильм готовился шесть лет и включает в себя элементы триллера), но по меркам остальной насупленной продукции студии A24 это, конечно, чистейшее комедийное развлечение, которое нельзя пропускать.
«Кот-призрак Андзу»
С 3 октября
Японская младшеклассница во время школьных каникул в деревне, как это водится, знакомится с большим пушистым призраком — пукающим котом по имени Андзу. Их красочные паранормальные приключения в конце концов оборачиваются спуском в ад через туалетный портал и спасением оттуда покойной матери девочки.
Абсолютно волшебно нарисованное аниме: минималистичные фигуры героев всех форм и размеров двигаются восхитительно рвано и живо на фоне упоительных пасторалей. Дебютирующую в полном метре режиссерку Ёко Куно вы можете знать по вирусной рекламе «Макдоналдса» по мотивам «Ведьминой службы доставки», а также в качестве главной аниматорки ротоскопированного аниме «Случай Ханы и Элис» Сюндзи Ивая. «Кот-призрак Андзу» тоже снят в этой технике (хотя и невозможно поверить, что это обрисованные живые актеры), поэтому постановщице в качестве соавтора помогает игровой режиссер Нобухиро Ямасита («Линда, Линда, Линда»).
«Тихое место: Азраэль»
С 3 октября
Девушка по имени Азраэль («королева крика» Самара Уивинг) пытается сбежать от немых сектантов, которые готовятся принести ее в жертву злому божеству.
Средненький жанровый постановщик Э.Л.Кац («Мелкие преступления», «Дешевый трепет») объединил усилия со сценаристом Саймоном Барреттом («Тебе конец!», «Гость»), вооружился эстонским лесом в качестве универсальной декорации и, если верить критикам, выдал хит. Хотя поджанр женского хоррор-боевика с минимумом диалогов после «Добычи», «Тебя никто не спасет» и «Из тьмы» свежим уже не назвать.
«Королевство»
С 3 октября
Улетная вечеринка подростков-детдомовцев по случаю собственного совершеннолетия оборачивается жестокой осадой коттеджа полицейскими. Россия, наши дни.
Искрящийся и трясущийся режиссерский дебют Татьяны Рахмановой критики успели сравнить с фильмами Ларса фон Триера, но, пожалуй, прагматик Триер никогда не оказывался на одном уровне отчаяния со своими наивными героями. А вот в случае с «Королевством» (не путать с триеровским сериалом!) чувствуется неподдельная конгениальность автора и персонажей: в прокат картину в качестве своего первого релиза выпустит компания K24 Films, намеревающаяся конкурировать со студией A24, фильмы которой продолжают показывать в России. Без негатива, душераздирающая мечтательность уровня детдомовцев, отбивающихся от полицейских!
«Ужасающий-3»
С 10 октября
Клоун с кровавым зубами одергивает шторку душевой кабины и делает бензопилой по любовникам вжих-вжих-вжих. А также еще несколько дюжин вариаций этой сцены.
Бессмысленная и беспощадная грайндхаус-эпопея «Ужасающий» — редкий пример полностью авторской слешер-франшизы, которая к тому же от сиквела к сиквелу выглядит все лучше и лучше. К третьей части Дэмиен Леоне окончательно заменил пластиковую цифровую картинку изящным зерном под пленку, а Дэвид Ховард Торнтон настолько вжился в роль клоуна Арта, что теперь легко входит в высшие эшелоны икон жанра. Американские критики в восторге и называют триквел шедевром режиссера — под этот Хэллоуин конкурентов у него явно не будет.
«Сидони в Японии»
С 10 октября
Французская писательница (Изабель Юппер) красиво грустит на фоне открыточной Страны восходящего солнца и по очереди засматривается на своего красивого издателя (Цуёси Ихара) и не менее красивого призрака мертвого мужа (Аугуст Диль). Сюжета, в сущности, нет. Минусы будут?
«Трудности перевода» Софии Копполы не дают покоя кинематографистам: в недавнем опросе этот фильм вошел в топ-10 обожаемых режиссерами фильмов XXI века. Вот и вариации сюжета «меланхоличный гайдзин проводит время в непостижимой азиатской стране» выходят на экраны с впечатляющей регулярностью — в этом году мы уже видели Юппер в аналогичной роли в «Нуждах путешественника». Да, избито, да, пошло, но внешне так симпатично, что сопротивляться бесполезно.
«Анора»
С 17 октября
Сын русского олигарха по имени Ваня (Марк Эйдельштейн) в романтическом порыве женится на секс-работнице с псевдонимом Анора (Майки Мэдисон). Разобраться в ситуации призван гопник-охранник (Юрий Борисов) на службе у отца Вани (Алексей Серебряков). Вначале все это весело, но в конце до тошноты грустно.
Со стороны может показаться, что «Золотая пальмовая ветвь», доставшаяся фильму с таким отчетливым русским следом, — некий триумф отечественного кинематографа и чуть ли не чей‑то политический жест. Но на самом деле все русские тут лишь пешки, служащие замыслу до мозга костей американского поэта Шона Бейкера, в очередной раз свободной ручной камерой воспевающего внутреннюю свободу маргинализированных соотечественников. Для него нет особой разницы между русскоговорящей американской узбечкой Анорой и, скажем, литовской стриптизершей или техасской порноактрисой из двух прошлых фильмов. Но, с другой стороны, все-таки есть очень приятная ирония в том, что сегодня кино с Марком Эйдельштейном в главной роли — фронтраннер на ближайших «Оскарах», а байопик Боба Дилана с Тимоте Шаламе (американским Эйдельштейном) — пока что андердог.
«Спи»
С 17 октября
Новоиспеченная жена обнаруживает, что ее муж по ночам ходит к холодильнику. Но не из‑за голода, а из‑за лунатизма, во время которого в него будто вселяется кто‑то другой. Жена не на шутку пугается и обращается к психиатру.
«Спи» — захваленный критиками корейский психологический триллер из параллельной секции прошлогодних Канн. Особенно любопытным его делает трагическое обстоятельство релиза: сыгравший главную роль актер Ли Сон Гюн («Паразиты») покончил с собой спустя несколько недель после выхода фильма в корейский прокат — сообщается, что он сильно переживал из‑за открытого в отношении него дела о хранении наркотиков. «Спи» — не самая последняя его роль, но, скорее всего, последняя душераздирающая.
«Охотница за временем»
С 24 октября
Англичанка средних лет (Элис Лоу) проживает много жизней — в накрахмаленном рококошном парике, с семидесятнической химзавивкой и футуристическими тату на лице — с одним и тем же восхитительно невдупляющим видом. Дело в том, что в каждую временную эпоху она умудряется влюбиться в мужчину (Ник Фрост), который намеревается ее убить.
«Охотница за временем» — второй, после «Премести», фильм второстепенной легенды британской телекомедии Элис Лоу, которую вы можете знать по ролям в сериалах «Обитель тьмы Гарта Маренги», «Это Джинси» и «Ужасные истории». Неиссякаемое комедийное чутье Лоу подтверждает тот простой факт, что «Охотница за временем» выходит в прокат вскоре после главнейшего арт-хита года «Предчувствие» и при этом представляет из себя идеально точный пародийный парафраз его сюжета.
«Время жить»
С 31 октября
Мама и папа рассказывают дочери, как познакомились; муж держит за руку жену, пока та умирает от рака; парень и девушка знакомятся в больнице после того, как последняя сбила первого, — все это не совсем история с началом и концом, а скорее крещендо эпизодов из одной семейной жизни, сыгранных в произвольном порядке с целью максимизировать эмоциональный отклик.
Да, «Время жить» от студии A24 — кино в бесстыдном жанре слезодавилки, зато с ярчайшими молодыми звездами в главных ролях. Есть ли вообще сейчас в Голливуде артисты, способные сравняться в плане эмоционального диапазона с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом? В чем в чем, а в блестящем кастинге мелодрам режиссер Джон Краули («Бруклин» с Сиршей Ронан и Эмори Коэном) толк знает.
«Ученик. Восхождение Трампа»
С 31 октября
Молодой наследник бизнес-империи по фамилии Трамп (снова Себастьян Стэн) учится всему, что приведет его потом в кресло американского президента, у скользкого юриста (Джереми Стронг). Главное из этих знаний и умений — самоуверенное в абсурдной степени ворочание языком. Высотный Нью-Йорк, зашумленные видеопленочные 1970-е.
«Ученик» — преднамеренно скандальный фильм, какие по традиции американцы снимают в год выборов, а европейцы чествуют на фестивалях (впрочем, в отличие от «Фаренгейта 9/11», в Каннах он ничего не выиграл). Сам Трамп повелся на провокацию (сообщается, что в кадре он применяет насилие к жене Иване, на роль которой гениальным образом приглашена Мария Бакалова из «Бората-2») и через юристов настаивает на отмене проката. Выгодней всего это кино, однако, смотрится не как предвыборная агитация, а как ремикс «Наследников»: за вайбы великого сериала отвечает не только Стронг, но и безликий режиссер-космополит Али Аббаси («Убийца „Священный паук“», «Одни из нас»), впервые взявший на вооружение постдокументальную камеру и смешливую интонацию.