Новинки нон-фикшна Абсурд Сорокина, колонки Рубинштейна, новые образы Италии и другие книги
Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x191/daily.afisha.ru/uploads/images/d/4a/d4a188e4532f46e5910cf244affbb02e.jpg)
Максим Марусенков «Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина. Заумь, гротеск и абсурд»
Готовый к критике молодой литературовед Максим Марусенков оставляет в книге свои контакты для «любых откликов», а в предисловии благодарит родителей и прочих родственников. Сентиментальность автора бросается в глаза, но его можно понять: эта книга — доработанный и расширенный вариант кандидатской диссертации «Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г.Сорокина», которую Марусенков успешно защитил на филфаке всего два года назад. Марусенков считает, что хоть Сорокин и остается ключевой фигурой современной русской литературы, его произведения в литературоведении изучены явно недостаточно и в них уже давно преобладает «панпостмодернистская» интерпретация. В исследовании же Марусенкова — как он сам и заявляет на первых же страницах — акцент сделан исключительно «на содержательно-смысловом анализе» текстов Сорокина.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x227/daily.afisha.ru/uploads/images/8/82/882e9072a2944db3b92e0e9ce413caeb.jpg)
«Мастер русского романа И.А.Гончаров в литературной критике русского зарубежья. Сборник документов и материалов»
В этом году отмечается 200-летний юбилей Ивана Гончарова (он случился 6 июня), но отмечается так, что о нем знают только специалисты: практически никакого государственного участия, празднований и документальных фильмов по телевизору. Сборник статей критиков, поэтов, писателей и философов из эмигрантской среды, посвященных романам Гончарова, — одно из немногих подготовленных к юбилею изданий. Его важность в том, что многие из этих статей до этого были доступны лишь в малотиражных изданиях, в которых они печатались в первый и последний раз, а некоторые — даже в рукописях. В сборнике есть статьи Айхенвальда, Ильина, Слонима, Берберовой и других, которые благодаря важной для исследователей «возможности высказываться без оглядки на внешнюю или внутреннюю цензуру» могли верно взглянуть на масштаб гончаровского дарования и на значение его текстов.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x207/daily.afisha.ru/uploads/images/9/47/94722c9c71a444b2a54be72960386063.jpg)
Василий Авченко «Глобус Владивостока. Комментарии к ненаписанному роману»
Еще одно «юбилейное издание» — на этот раз посвященное 150-летию Владивостока, которое пришлось на 2010 год. Тогда «комментарии» писателя и журналиста Василия Авченко вышли только во Владивостоке. Теперь — в Москве, да еще и в AdMarginem — где, кстати, и до этого выходил документальный роман Авченко «Правый руль» о том, как подержанные японские автомобили изменили мироощущение всего Дальнего Востока. Внутри «Глобуса» — не то словарь, не то разговорник «владивостокского языка», через основные понятия которого раскрывается образ города и скорее даже его жителей. Эту книгу всегда можно использовать и как альтернативный путеводитель по городу, если вдруг кто-то собирается, скажем, на саммит АТЭС — благо увлекательный слог Авченко и карманный формат издания это позволяют.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x203/daily.afisha.ru/uploads/images/0/bf/0bfd0e8248244777bece99bbc630a4a9.jpg)
Елена Груздева, Вера Калмыкова «Хоббит: путь в Россию. Читательская судьба «Властелина колец»
Питер Джексон недавно закончил съемки «Хоббита», и скоро нас ждет новая волна любви к книгам Толкина, их очередные переиздания и перечитывания — как в начале 2000-х, после экранизации «Властелина колец». Но в России массовая популярность к жителям Средиземья пришла раньше — когда в 1991 году были изданы все части трилогии. Авторы сборника о читательской судьбе «Властелина колец» в России считают, что в сознании людей трилогия Толкина в те годы ассоциировалась с Библией, также допущенной к массовому изданию в начале 90-х. «Властелин колец», по их мнению, чуть ли не наша национальная книга, поэтому в текст вводится понятие «русский Толкин» и прослеживается (в одной из самых интересных частей книги) история восприятия английской литературы в русском читательском сознании.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c129x192/daily.afisha.ru/uploads/images/4/74/47495ed07a0b42ad98cd92e5a11774c9.jpg)
Сергей Ольденбург «Конфуций. Будда Шакьямуни»
Биографии основателя буддизма и главного китайского мыслителя, написанные в конце XIX века знаменитым историком и востоковедом, основателем русской индологической школы Сергеем Ольденбургом, — это образцы ЖЗЛ того времени, переизданные сегодня. Эти работы Ольденбурга впервые были напечатаны в биографической библиотеке Флорентия Павленкова, ставшей прообразом жезээловской серии. Биографии Ольденбурга очень компактны, иногда с уклоном в художественную литературу — особенно в случае с Конфуцием, когда Ольденбург выстраивает беседы мыслителя и его учеников, — и, конечно, рассчитаны на массового, неподготовленного читателя. Пожалуй, именно этой легкости, компактности и даже какой-то наивности как раз не хватает многим современных жезээловским авторам, пишущим многостраничные и редко по-настоящему увлекательные биографии.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x168/daily.afisha.ru/uploads/images/4/d8/4d81243b2e5b4e0a9690b43f10cb655c.jpg)
Лев Рубинштейн «Знаки внимания»
Если кому-то вдруг мало Льва Рубинштейна, публикующегося во многих здешних изданиях и даже иногда поглядывающего на москвичей с их обложек, то для них вышла идеальная книга — сборник всего того, что написал Рубинштейн в этих СМИ. «Знаки внимания» — эссе, заметки и статьи Рубинштейна, написанные за последние годы для «Большого города», «Граней», Esquire и других журналов, газет и сайтов. В одной из статей сборника Рубинштейн размышляет о роли местоимения «мы» и о том, что кроется за его употреблением в значении «народ», «страна». Сам Рубинштейн употребляет «мы», когда имеет в виду определенную культурную общность, которая базируется на неких санитарно-гигиенических нормах и правилах при соприкосновении с властью. В общем, его «мы» — это создатели и читатели тех изданий, в которых были опубликованы его «колонки», и книга эта — продолжение их диалога на темы «санитарно-гигиенических норм».
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x167/daily.afisha.ru/uploads/images/a/29/a29cc443834342ef88cf75ab9440b062.jpg)
Аркадий Ипполитов «Образы Италии XXI. Особенно Ломбардия»
На первый взгляд может показаться, что искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов замахнулся на святое — на до сих пор главную русскоязычную книгу об Аппенинском полуострове, «Образы Италии» Павла Муратова. На самом деле Ипполитов о Муратове пишет с придыханием, как и положено любому искусствоведу. Однако он дает понять, что модернистский подход к Италии как к острову мертвой культуры в XXI веке уже не работает. У Ипполитова даже появляются свои русские герои, которые олицетворяют современных путешественников — а скорее туристов, — летающих в первую очередь в Милан. Милану в книге уделено больше всего внимания, остальные главы посвящены другим городам Ломбардии — Бергамо, Комо, Брешиа. Ипполитов с легкостью меняет тон и стиль повествования, обрушивает на читателей сотни и сотни исторических фактов, искусствоведческих терминов и культурных аналогий. В какой-то момент начинает казаться, что ты от этого страшно устал, а потом вдруг встречаешь в тексте что-то вроде «Барокко — это мясо» и объяснение того, почему в Милане почти нет барокко, и понимаешь, что звание как минимум нового Муратова Ипполитов заслужил.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x195/daily.afisha.ru/uploads/images/3/be/3be18c5c068544b5852ac6a0fca75412.jpg)
Малгожата Яцино «Культура индивидуализма»
Книга, которую издательство представляет как ни много ни мало «путеводитель по современному миру», на деле оказывается очередным популярным изложением философских идей постструктурализма — в данном случае Пьера Бурдье, социолога, создателя теории социального поля. Яцино пытается уходить от простого пересказа идей, создавая их интерпретации на примерах из жизни современного социума. Иногда даже получается что-то вроде советов о том, как создать себя, повысить качество своей жизни, выделить себя и свое мнение из остальной массы идей и смыслов, заполняющих социальное поле людей. В общем, книга скорее подходящая под категорию тривиальной литературы в духе «помоги-себе-сам», чем в раздел философских текстов.
Книги предоставлены магазином «Циолковский».