перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новинки нон-фикшна Абсурд Сорокина, колонки Рубинштейна, новые образы Италии и другие книги

Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.

Архив

Максим Марусенков «Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина. Заумь, гротеск и абсурд»

Готовый к критике молодой литературовед Максим Марусенков оставляет в книге свои контакты для «любых откликов», а в предисловии благодарит родителей и прочих родственников. Сентиментальность автора бросается в глаза, но его можно понять: эта книга — доработанный и расширенный вариант кандидатской диссертации «Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г.Сорокина», которую Марусенков успешно защитил на филфаке всего два года назад. Марусенков считает, что хоть Сорокин и остается ключевой фигурой современной русской литературы, его произведения в литературоведении изучены явно недостаточно и в них уже давно преобладает «панпостмодернистская» интерпретация. В исследовании же Марусенкова — как он сам и заявляет на первых же страницах — акцент сделан исключительно «на содержательно-смысловом анализе» текстов Сорокина.

 

«Мастер русского романа И.А.Гончаров в литературной критике русского зарубежья. Сборник документов и материалов»

В этом году отмечается 200-летний юбилей Ивана Гончарова (он случился 6 июня), но отмечается так, что о нем знают только специалисты: практически никакого государственного участия, празднований и документальных фильмов по телевизору. Сборник статей критиков, поэтов, писателей и философов из эмигрантской среды, посвященных романам Гончарова, — одно из немногих подготовленных к юбилею изданий. Его важность в том, что многие из этих статей до этого были доступны лишь в малотиражных изданиях, в которых они  печатались в первый и последний раз, а некоторые — даже в рукописях. В сборнике есть статьи Айхенвальда, Ильина, Слонима, Берберовой и других, которые благодаря важной для исследователей «возможности высказываться без оглядки на внешнюю или внутреннюю цензуру» могли верно взглянуть на масштаб гончаровского дарования и на значение его текстов.

 

Василий Авченко «Глобус Владивостока. Комментарии к ненаписанному роману»

Еще одно «юбилейное издание» — на этот раз посвященное 150-летию Владивостока, которое пришлось на 2010 год. Тогда «комментарии» писателя и журналиста Василия Авченко вышли только во Владивостоке. Теперь — в Москве, да еще и в AdMarginem — где, кстати, и до этого выходил документальный роман Авченко «Правый руль» о том, как подержанные японские автомобили изменили мироощущение всего Дальнего Востока. Внутри «Глобуса» — не то словарь, не то разговорник «владивостокского языка», через основные понятия которого раскрывается образ города и скорее даже его жителей. Эту книгу всегда можно использовать и как альтернативный путеводитель по городу, если вдруг кто-то собирается, скажем, на саммит АТЭС — благо увлекательный слог Авченко и карманный формат издания это позволяют.

 

Елена Груздева, Вера Калмыкова «Хоббит: путь в Россию. Читательская судьба «Властелина колец»

Питер Джексон недавно закончил съемки «Хоббита», и скоро нас ждет новая волна любви к книгам Толкина, их очередные переиздания и перечитывания — как в начале 2000-х, после экранизации «Властелина колец». Но в России массовая популярность к жителям Средиземья пришла раньше — когда в 1991 году были изданы все части трилогии. Авторы сборника о читательской судьбе «Властелина колец» в России считают, что в сознании людей трилогия Толкина в те годы ассоциировалась с Библией, также допущенной к массовому изданию в начале 90-х. «Властелин колец», по их мнению, чуть ли не наша национальная книга, поэтому в текст вводится понятие «русский Толкин» и прослеживается (в одной из самых интересных частей книги) история восприятия английской литературы в русском читательском сознании.

 

Сергей Ольденбург «Конфуций. Будда Шакьямуни»

Биографии основателя буддизма и главного китайского мыслителя, написанные в конце XIX века знаменитым историком и востоковедом, основателем русской индологической школы Сергеем Ольденбургом, — это образцы ЖЗЛ того времени, переизданные сегодня. Эти работы Ольденбурга впервые были напечатаны в биографической библиотеке Флорентия Павленкова, ставшей прообразом жезээловской серии. Биографии Ольденбурга очень компактны, иногда с уклоном в художественную литературу — особенно в случае с Конфуцием, когда Ольденбург выстраивает беседы мыслителя и его учеников, — и, конечно, рассчитаны на массового, неподготовленного читателя. Пожалуй, именно этой легкости, компактности и даже какой-то наивности как раз не хватает многим современных жезээловским авторам, пишущим многостраничные и редко по-настоящему увлекательные биографии.

 

Лев Рубинштейн «Знаки внимания»

Если кому-то вдруг мало Льва Рубинштейна, публикующегося во многих здешних изданиях и даже иногда поглядывающего на москвичей с их обложек, то для них вышла идеальная книга — сборник всего того, что написал Рубинштейн в этих СМИ. «Знаки внимания» — эссе, заметки и статьи Рубинштейна, написанные за последние годы для «Большого города», «Граней», Esquire и других журналов, газет и сайтов. В одной из статей сборника Рубинштейн размышляет о роли местоимения «мы» и о том, что кроется за его употреблением в значении «народ», «страна». Сам Рубинштейн употребляет «мы», когда имеет в виду определенную культурную общность, которая базируется на неких санитарно-гигиенических нормах и правилах при соприкосновении с властью. В общем, его «мы» это создатели и читатели тех изданий, в которых были опубликованы его «колонки», и книга эта — продолжение их диалога на темы «санитарно-гигиенических норм».

 

Аркадий Ипполитов «Образы Италии XXI. Особенно Ломбардия»

На первый взгляд может показаться, что искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов замахнулся на святое — на до сих пор главную русскоязычную книгу об Аппенинском полуострове, «Образы Италии» Павла Муратова. На самом деле Ипполитов о Муратове пишет с придыханием, как и положено любому искусствоведу. Однако он дает понять, что модернистский подход к Италии как к острову мертвой культуры в XXI веке уже не работает. У Ипполитова даже появляются свои русские герои, которые олицетворяют современных путешественников — а скорее туристов, — летающих в первую очередь в Милан. Милану в книге уделено больше всего внимания, остальные главы посвящены другим городам Ломбардии — Бергамо, Комо, Брешиа. Ипполитов с легкостью меняет тон и стиль повествования, обрушивает на читателей сотни и сотни исторических фактов, искусствоведческих терминов и культурных аналогий. В какой-то момент начинает казаться, что ты от этого страшно устал, а потом вдруг встречаешь в тексте что-то вроде «Барокко — это мясо» и объяснение того, почему в Милане почти нет барокко, и понимаешь, что звание как минимум нового Муратова Ипполитов заслужил.

 


Малгожата Яцино «Культура индивидуализма»

Книга, которую издательство представляет как ни много ни мало «путеводитель по современному миру», на деле оказывается очередным популярным изложением философских идей постструктурализма — в данном случае Пьера Бурдье, социолога, создателя теории социального поля. Яцино пытается уходить от простого пересказа идей, создавая их интерпретации на примерах из жизни современного социума. Иногда даже получается что-то вроде советов о том, как создать себя, повысить качество своей жизни, выделить себя и свое мнение из остальной массы идей и смыслов, заполняющих социальное поле людей. В общем, книга скорее подходящая под категорию тривиальной литературы в духе «помоги-себе-сам», чем в раздел философских текстов.

 

Книги предоставлены магазином «Циолковский».

Ошибка в тексте
Отправить