перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новинки нон-фикшна Весь Гераклит, история леса и другие книги

Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.

Архив

Гераклит Эфесский «Все наследие»

После курса древнегреческой философии досократического периода студентам философских и филологических факультетов частенько запоминаются темные истории из биографии Гераклита Эфесского, приказавшего вымазать себя навозом в надежде избавиться от водянки, и так вот в навозе и в болезненных мучениях скончавшегося. То, что Гераклит — один из основоположников диалектики и автор лишь фрагментарно дошедшей до нас книги «О природе», обычно в памяти сохраняется куда хуже. Хотя бы потому, что фрагменты любого древнегреческого философского текста усваиваются как следует только в том случае, если приложить немалое количество читательских усилий. Гераклит в этом смысле вообще тяжелый случай. Даже у специалистов до сих пор нет «единодушия ни о его учении в целом, ни об отдельных элементах этого учения, ни о правильном чтении и толковании фрагментов». Поэтому труд (а иначе и не назовешь), которым в течение сорока лет занимался С.Н.Муравьев, — это настоящее филологическое и издательское (поклон в сторону Ad Marginem) событие. В одном издании собраны все свидетельства о жизни и книге Гераклита, полное собрание приписываемых ему высказываний и — самое главное — «первый в мировой истории опыт полной реконструкции его сочинения» на языке оригинала с переводом на русский.

 

Дом Антуан-Жозеф Пернети «Мифо-герметический словарь»

Книга для тех, кто «не только углубленно изучает и постигает Герметическую Науку», но и собирается «приступить к практике». Если же таких к началу XXI века не осталось, то тогда она вполне подойдет для всех остальных, а особенно для тех, кто пытается продраться сквозь тьму «двусмысленных терминов, затрудняющих истинное значение сказанного», которыми буквально нашпигованы многие философско-алхимические тексты Средневековья и Нового времени. Антуан-Жозеф Пернети, французский писатель и философ XVIII века, а еще и монах, и алхимик, и основатель общества «авиньонских иллюминатов», с этой же целью и писал свой словарь — своеобразное продолжение его главного труда «Мифы Древней Греции и Древнего Египта», одной из первых масштабных европейских работ, посвященных толкованиям мифов. В этом словаре не только мифологические термины и понятия, но и куда более интересные — алхимические. Например, можно узнать, что в рамках герметических практик означают «Виноград Мудрых», «Имблеги» или «Серапиас Орхис».

 

Хансйорг Кюстер «История леса. Взгляд из Германии»

Есть что-то немецкое в этом русском издании «Истории леса». Как-то неожиданно качественно, умело и даже педантично преподнесена нам книга немецкого палеоботаника Хансйорга Кюстера, рассказывающая вроде бы о немецких лесах, а на самом деле о самих немцах. Со времен Тацита образ германцев в культурной традиции Европы тесно связан с лесной тематикой. «Немецкий лес» стал своеобразным национальным мифом: от гетевского «Шел я по лесу… так, для себя» до приведенного в книге отрывка из интервью Клаудии Шиффер, рассказывающей, как в детстве ее родители каждые выходные водили детей на прогулки в лес. А немецкий лес, он такой высокий, крепкий, ровный — дерево к дереву — и даже волевой, то есть почти как и немецкий народ, чье сходство с «войском леса» подметил еще Элиас Канетти. И хотя лучше Достоевского в «Игроке» о немцах пока никто не написал, сравнение Канетти тоже весьма и весьма удачно.

 

Робин Данбар «Лабиринт случайных связей»

И снова научно-популярный нон-фикшн от издательства «Ломоносов». Книга, которую, в принципе, можно начинать читать практически с любой страницы. Она составлена из серии статей британского антрополога и психолога Робина Данбара, специализирующегося на почти поточном выпуске научно-популярного нон-фикшна, от прочтения которого, как от пятен в рекламных роликах, не останется и следа. Данбар рассказывает, например, почему люди целуются и почему им это нравится, почему эскимосы «трутся носами» при встрече, почему при беременности бывает токсикоз и, как это ни банально, чем полезен смех. Вся книга состоит из множества коротеньких статей и заметок на такие вот незатейливые темы — обо всем и ни о чем одновременно.

 

Джеймс Берк «Пинбол-эффект»

Название «Лабиринт случайных связей» гораздо больше подошло бы книге историка Джеймса Берка. Но выпущенная в «Издательстве Студии Артемия Лебедева» «Пинбол-эффект» сохранила свой англоязычный вариант названия. Берк предлагает нам представить вселенную в виде паутины, а историю, по которой стало развиваться и продолжает это делать человечество, шариком для игры в пинбол. «Каждый из двадцати рассказов-путешествий этой книги раскрывает определенные аспекты строения паутины и показывает, как неожиданно меняется путь пинбольного шарика истории». Берк — человек серьезный и уважаемый, называть книгу в угоду довольно странному и не совсем в данном случае оправданному образу и притягивать весь замысел к этому нарочитому повторению про «пинбольный шарик истории» такому писателю, как он, даже как-то несерьезно. Хотя сама книга — о всяких случайностях, которые приводили к неожиданным последствиям и изменениям в историческом процессе, — довольно увлекательна и действительно похожа на путешествие, в ней даже расставлены всякие указатели, по которым можно перемещаться в другие главы, не теряя при этом основную нить повествования.

 

Юрий Карякин «Не опоздать»

Как-то выкрикнувший в прямом эфире знаменитое «Россия! Одумайся, ты одурела» Юрий Карякин мог бы стать своеобразным героем не только 1993 года — когда как раз и была произнесена им эта фраза, — но и, например, 2012-го. Но Юрия Федоровича не стало осенью прошлого года. Эта книга издана почти к годовщине его смерти, в ней — в некоторых случаях впервые опубликованные интервью и выступления Карякина, его литературоведческие и публицистические статьи, в том числе и посвященные Достоевскому, знатоком творчества которого был Карякин. Та часть сборника, в которой собраны беседы и расшифровки публичных выступлений, посвящена в основном девяностым и нулевым, и это как раз тот самый карякинский возглас «Россия, ты одурела!», обращенный к современной действительности.

 

Эдвард Морган Форстер «Фарос и Фариллон»

Английский писатель Эдвард Морган Форстер частенько переносил персонажей своих романов — англичан, утомленных туманной родиной, — в пространства других стран, что для них, правда, не всегда заканчивалось положительно. В какой-то момент и сам Форстер совершил символический побег из Англии на Восток — в Александрию и уже в 20-е годы в Индию. И то, и другое породило, наверное, его самые знаменитые произведения: роман «Поездка в Индию» и сборник александрийских эссе «Фарос и Фариллон», которые впервые издаются на русском. При чтении этих эссе в подсознании всплывают «Александрийские песни» Михаила Кузмина, какой-то прозаической альтернативой которых как будто и являются прекрасные зарисовки Форстера. В сборник также включена переписка писателя с греческим поэтом Кавафисом, которого Форстер фактически открыл для европейских читателей.

 

Сергей Сумленный «Немецкая система. Как устроена Германия»

Второе, расширенное и дополненное издание впервые изданной два года назад книги немецкого собкора «Эксперта». Сумленный живет в Германии последние шесть лет, которые сделали его стопроцентным германофилом — даже о вещах ему непонятных или неприятных (немецкая бюрократия, сервис, презрительное отношение к мигрантам и т.д.) он рассказывает живо и обаятельно, глава за главой увлеченно и популярно описывая все сферы германского общества и их внутренние феномены. Вторая часть книги посвящена современной жизни немцев; первая — послевоенной истории страны и психологии ее граждан, с подробностями о том, как сегодня в Германии интерпретируются те или иные исторические события: в 30-е годы население Германии на самом деле не поддерживало нацистов (а заговор 20 июля 1944 года стал современным символом «демократического сопротивления» народа против нацистской верхушки); западная часть страны была освобождена, а восточная — оккупирована; ГДР был не самой автономной республикой в восточном блоке, а всецело управлялся свирепым советским правительством; уличную войну 1970-х развязывали RAF, а не бывшие сотрудники СС и СД в полицейском и разведывательном аппарате и т.д.

 

Книги предоставлены магазином «Циолковский».

Ошибка в тексте
Отправить