перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новинки нон-фикшна Чума Славоя Жижека, сексуальная перверсия от Раймона де Соссюра, еще раз о вреде мяса и другие книги

Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.

Архив

Славой Жижек «Чума фантазий»

«Эта чумная рать химер, которая раздирает и дробит ваши мысли и своим пагубным разнообразием заграждает путь светоносным размышлениям, ведущим к единой высшей цели», — говорит Петрарка устами Августина и отчасти Михаила Гершензона, переводившего «Мою тайну» с латыни. В общем, метафорическая средневековая «чума», застилающая сознание болезненными плотскими образами и фантазиями, никуда не делась, а лишь приняла новую — теперь ее можно назвать «медийной» — форму. Жижек опубликовал «Чуму фантазий» в 1997 году, на русском выходили какие-то отдельные отрывки, но полный текст «ключевой для словенского философа» работы у нас выходит впервые, аккурат к недавнему жижековскому штурму Москвы и Петербурга. Очень полезная, надо сказать, затея: те, кто так восторженно встречал и цитировал на все лады его московские каламбуры и остроты, которые и составляли для них единственную точку знакомства с Жижеком, смогут наконец понять, в чем же феномен этого человека и его поп-философского метода, позволяющего ему абсолютно серьезно классифицировать типы европейских идеологий по виду туалетов, которые производятся в разных европейских странах, или по тому, как женщины из этих стран бреют свои лобки.

 

Раймон де Соссюр «Фрагменты анализа одной сексуальной перверсии»

Психоаналитик Раймон де Соссюр — сын Фердинанда де Соссюра, первого структуралиста, основателя Женевской лингвистической школы — наверное, наименее известный представитель швейцарского ученого семейства. На русском языке почти не издано его работ. «Фрагменты анализа» — чуть ли не первый сольный текст де Соссюра, переведенный у нас. Это такая небольшая монография, написанная по итогам лечения тридцатилетнего Робера Т., страдающего отсутствием нормальных сексуальных отношений. Тут, конечно, очень хочется прицепиться к понятию нормы, но к Соссюру не так-то просто прицепиться в принципе. Максимально высушенное, академичное повествование, нашпигованное терминологией. Правда, разбавляет это все «живая речь» самого Робера. Тут уже и образы, и чувства, и «монстры», и извращения — да чего там только нет! Жаль только, что Робер прервал курс лечения и так и не смог, как сообщает Соссюр, обрести нормальные сексуальные отношения, а продолжил эякулировать лишь в позе Будды или стоя вниз головой.

 

Ирина Тульпе «Мифология. Искусство. Религия»

Вряд ли издатели книги «Мифология. Искусство. Религия», помещая на обложку слова об актуальности проблемы взаимодействия религии и искусства, догадывались, насколько они окажутся правы. Информационная повестка последних месяцев — по крайней мере в нашей стране — породила небывалую актуальность любых тем, связанных с религией, церковью и ее конфликтом с некоторыми формами искусства. И даже вопрос о том, что все-таки является искусством, а что нет, можно не выносить за скобки. Тульпе и на это дает ответы. Правда, на основе анализа малых городов Боспорского царства, но немного вдумчивого чтения, и события, происходившие много тысячелетий назад, с легкостью перенесутся в современные реалии. Религия и искусство «представляют собой разные пути разрешения одной и той культурно-антропологической проблемы». Ставим на место этой условной «проблемы» любую другую, волнующую нас сегодня, и — как в детской гадалке по номеру страницы и строки — получаем ответ: «Религия способствует становлению такого человека, который переживает свое существование в наличной действительности ограниченным. В искусстве и художник, и его зритель обнаруживают безграничные возможности преодоления этой ограниченности».

 

Лоран Сексик «Эйнштейн»

В серии «ЖЗЛ» уже когда-то выходила биография Эйнштейна, правда, было это в 1959 году, буквально через несколько лет после смерти «человека столетия» по версии журнала Time. Новая биография — переводная, и очень «поверхностная» — как раз для малой серии. Здесь нет ни более-менее внятных и доступных объяснений теории относительности (как в первом советском варианте), ни биографических подробностей — даже эйнштейновским любовницам посвящено от силы два абзаца, а темная история с исчезновением его первого ребенка вообще практически не затронута. Книга выстроена как предсмертные воспоминания Эйнштейна. Человек, доказавший, что время относительно, теперь вступает с ним в схватку, надеясь уничтожить вовсе. Маленькими абзацами и полухудожественными зарисовками Сексик конструирует эту вымышленную битву главного физика XX столетия с уходящим и совсем не относительным временем.

 

Джон Джозеф «Мясо — для слабаков»

Русский вариант названия этой книги как нельзя лучше отражает ее суть. Это именно что «Мясо» для слабаков, потому что «Мясо» для не-слабаков — это, конечно, «Мясо» Фоера, книга, эффект от которой далеко не каждый сможет выдержать. «Мясо» Джозефа с очень сильной натяжкой можно отнести к книгам той же категории, что и фоеровская, — о вреде мясоедства. Это никакое не исследование проблемы, а так — веганская забава для узкого круга своих. Джон Джозеф, вокалист хардкор-панк-группы Cro-Mags, «настоящий мужик», как представляют его издатели, обращается к таким же мужикам на их же языке с целью обращения мужиков в свою веганскую веру. Возможно, дело в русском переводе, но выглядит это все страшно комично. Самый серьезный и внятный раздел книги — приложение с рецептами и книгами по теме, среди которых, конечно же, и Фоер.

 

Фаина Османова, Дмитрий Стахов «Истории простых вещей»

Издательство «Ломоносов» в принципе занимается благородным делом — выпускает русский нон-фикшн. Иногда даже неплохой. Но только не в случае с «Историями простых вещей». Источающие какую-то приторную доброжелательность и претендующие на наличие чувства юмора авторы этой книги иллюстрируют собой пословицу «простота хуже воровства». Дело даже не в том, что читать истории «простых вещей» — велосипедов, автомобилей, шуб, лифчиков и писем — не то чтобы не очень захватывающе (разве что в определенном возрасте, но эта книга вовсе не пытается быть детской), — а скорее в том, что даже о самой простой и неинтересной вещи все-таки надо писать отнюдь не так просто и неинтересно.

 

Джилл Болти Тейлор «Мой инсульт был мне наукой»

Книга нейроанатома Джилл Тейлор — настоящий психологический триллер, недаром его скоро будут экранизировать в Голливуде. 10 декабря 1996 года у 37-летней Джилл Тейлор, что важно, ученого-нейроанатома, в левом полушарии мозга случился инсульт. Книга, написанная спустя 10 лет, — это детальное восстановление событий того утра и последовавших за ним сложной операции и долгого лечения. Главы, посвященные непосредственно «утру инсульта» и двум следующим дням, очень динамичны и держат почти в физическом напряжении, в том числе и мозг, который отчаянно пытается представить состояние, в котором оказалась Джилл. «Мое тело стояло, прислонившись к стене, и мне казалось странным, что я больше не могу отчетливо отследить его физические границы — где я начинаюсь и где заканчиваюсь. Состояние тела казалось мне скорее жидким, чем твердым». В этой книге Джилл Тейлор — настоящий Сократ, добровольно принявший яд и повествующий ученикам о своих предсмертных ощущениях. Джилл, конечно, не выбирала такой поворот своей судьбы, но всей книге сопутствует лейтмотив благодарности провидению за то, что оно дало ей возможность узнать, что такое инсульт, изнутри. И теперь у нее есть редчайшая возможность помочь многим людям справиться с последствиями этой болезни или даже предупредить ее.

 

Руфь Агеева «Как появились названия рек и озер. Популярная гидронимика»

Еще одна книга, попадающая под категорию «альтернативных путеводителей». В данном случае, хоть речь и идет о реках и озерах, путеводитель скорее лингвистический, с уклоном в ономастику, и уж если придерживаться особой щепетильности, то в гидронимику — науку, занимающуюся как раз этими самыми названиями озер и рек. То есть, разбираясь в этимологии таких имен собственных, как, например, Яуза, Нева, Байкал или Воронка, можно не только получить какие-то узкоспециальные научные факты, скажем, сведения о бывших ареалах обитания растений и животных или даже этнический состав населения, селившегося на берегах рек, но — что даже важнее для читателя, не связанного с наукой, — почувствовать какую-то магическую связь местности, стихии с ее именем, данным человеком.

 

Книги предоставлены магазином «Циолковский».

Ошибка в тексте
Отправить