перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новинки нон-фикшна Воспоминания Романа Якобсона, казачество 200 лет назад, все об Оскаре Уайльде и другие книги

Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.

Архив

Роман Якобсон «Будетлянин науки»

Одно из лучших за последнее время изданий, посвященных русскому авангарду. Шведский славист Бенгт Янгфельдт еще при жизни «будетлянина науки» лингвиста Романа Якобсона записал с ним несколько интервью, которые позже подготовил для печати в виде монологов Якобсона. В этом сборнике центральное место именно им и отведено. Особенность этих воспоминаний состоит как раз в том, что напечатаны они на основе устной речи, рассказа, почти легенды, и именно такой характер носит текст. Благодаря устному первоисточнику у читателя возникает эффект какого-то сказочного присутствия, читатель превращается в непосредственного наблюдателя событий, о которых идет речь. Помимо мемуарной части в сборнике есть письма Якобсона — к Крученых, к близкой ему Эльзе Триоле, есть его теоретические статьи об искусстве и несколько стихотворных опытов.

 

Дэвид Туп «Рэп Атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа»

Дэвид Туп, уже знакомый русскоязычным читателям по исследованию «океана звуков», теперь предстает знатоком «глобального хип-хопа». Эта работа Тупа едва ли не более известна и даже претендует на звание «классического исследования». Музыкальная история здесь тесно переплетена с социальной составляющей — убийствами, наркотиками, перестрелками, — в общем, всем тем, что традиционно ассоциируется с миром хип-хопа, многогранность которого стремится показать Туп, выводя его за рамки сжатых социальных клише. В частности, рэп — это не только «мультимиллионный бизнес», как убеждают нас издатели, но и — согласно книге Тупа или, скажем, российскому проекту на 53-й Венецианской биеннале с рэпом Павла Пепперштейна — одна из наиболее выразительных форм современной поэзии.

 

Алексей Шишов «Казачество в 1812 г.»

Военный историк Алексей Васильевич Шишов уже не раз описывал подвиги казачества. На этот раз в центре его повествования — казачьи подвиги Отечественной войны 1812 года. «Жалкие арабы Севера», по выражению Наполеона, казаки в октябре-ноябре 1812 года одержали несколько крупных побед над французами, например, под Малоярославцем или под городком Боровским. В декабре войска Наполеона были окончательно выдворены за пределы России, и некоторые историки считают, что одну из центральных ролей в этом сыграли полки донских казаков. Ну а дальше был славный поход на Париж, в котором тоже, как известно, отличились казаки, которые и спустя 200 лет снова и снова готовы отправляться в какой-нибудь поход. Даже художественная галерея на «Винзаводе» подойдет.

 

Джеффри Сакс «Цена цивилизации»

Последняя на данный момент книга американского экономиста Джеффри Сакса написана уже после кризиса 2008 года. В ней он, соответственно, рассматривает причины этого кризиса и способы выхода из него. По многим прогнозам, его новый виток не за горами, и эта книга — как сигнальный маячок, предупреждающий о приближении новой кризисной волны. Сакс, например, ратует за внесение изменений в систему налогообложения и считает, что надо бороться с корпорациями, по вине которых американское экономическое развитие может быть спланировано лишь на незначительный срок вперед, что тем самым не дает возможности предвидеть кризис заблаговременно и, соответственно, не позволяет найти средства для борьбы с ним.

 

Оливер Сакс «Нога как точка опоры»

Еще один знаменитый Сакс, автор бестселлера «Человек, который принял жену за шляпу», снова рассказывает о «случае из практики». Примечательность этого случая состоит в том, что пациент на этот раз — сам Оливер Сакс. Схожая по форме с другим «клиническим» бестселлером — «Мой инсульт был мне наукой» — книга Сакса также открывается сентиментально-трагической завязкой, несчастным случаем, произошедшим с автором в горах, в результате которого он перестал чувствовать свою ногу. За ним следует пусть к исцелению, в ходе которого автора даже занесло в Москву на консультацию к нашим специалистам. Но путь этот по увлекательности все-таки уступает некоторым случаям из «Человека, который принял жену за шляпу».

 

Ричард Эллман «Оскар Уайльд»

Переиздание классической и дотошной биографии главного эстета викторианской Англии Оскара Уайльда. Именно по эллмановской книге был снят одноименный фильм со Стивеном Фраем в главной роли. В этой книге — абсолютно все, что вы хотели узнать о трагичной фигуре Уайльда в интерьере своей эпохи. Эллман, работавший над биографией около двадцати лет, буквально вырастил образ Уайльда на ее страницах — от маленького мальчика, наряженного в девичьи платьица, до самого желанного гостя во всех лондонских салонах, от студента, восхищавшегося Рескиным и белыми лилиями, до погибшего в нищете изгнанника. За биографию Уайльда и за подробное доказательство того, что Уайльд, несмотря на его многократную критику в адрес своей эпохи, ее истинное порождение, Эллман получил Пулитцеровскую премию.

 

Петер Загер «Оксфорд & Кембридж. Непреходящая история»

Свои эстетические вкусы Оскар Уайльд сформировал именно в Оксфорде, там же он начал посещать лекции Рескина, ради которых ему приходилось вставать рано утром. Он же считал, что Оксфорд — это вообще лучшее, что есть в Англии. Немецкий журналист Петер Загер, автор многих путеводителей по британских землям, не совсем согласен с Уайльдом, он отдает не меньшую дань уважения Кембриджу. И образы самых главных университетов Британии, да и всего мира, у него получаются максимально привлекательными и живыми. В книге много анекдотов, легенд, но хватает и серьезной исторической части с подробными и даже немного туристическими описаниями достопримечательностей, которые можно посетить в Оксфорде и Кембридже.

 

Алексей Смирнов. «Скифы»

В 1918 году Блок дал определение скифам, а заодно и «нам», соединив навсегда одних с другими: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,/С раскосыми и жадными очами!». У Геродота несколько другой взгляд на скифов и их происхождение. А вот историк Алексей Смирнов, отстраняясь от мифологических и поэтических образов, дает вполне научные — археологические — ответы на вопросы о происхождении, расцвете и гибели скифских племен. Смирнов рассказывает, как за короткий срок скифы стали одной из самых влиятельных сил в Передней Азии, как ими были повержены войска Дария I и полководца Зопириона, отправленного на завоевание скифов Александром Македонским, и как затем эти племена исчезли под натиском сарматов.

 

Книги предоставлены магазином «Циолковский».

 

Ошибка в тексте
Отправить