перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новинки нон-фикшна Разоблачение кока-колы, очередная гибель Запада, письма Бодлера, средневековый секс и другие книги

Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.

Архив

Александр Бальхаус «Любовь и секс в Средние века»

Книга немецкого историка Александра Бальхауса как будто хронологически предваряет знаменитое исследование — тоже немецкого историка — Эдуарда Фукса «История нравов». У Фукса точка отсчета — Ренессанс, Бальхаус берется за предшествующие Новому времени Dark Ages. «Средневековье — больше, чем любая другая эпоха, — есть миф», — пишет Бальхаус и сам же продолжает этот миф культивировать, только в наиболее адаптированном для массового читателя варианте. Тут и рыцари, и Грааль, и инквизиция, и шабаш ведьм — в общем, все, что так или иначе ассоциируется у современного человека с мрачным тысячелетием, только через призму сексуальных нравов и обычаев, которые в ту эпоху были неразрывно связаны с христианством и церковью. Бальхаус старается нарисовать портрет средневекового европейца, раздираемого, с одной стороны, верой в ад, вечные мучения или, наоборот, спасение и, с другой стороны, естественными природными желаниями и инстинктами. Но портрет как этого условного европейца, так и самой эпохи получается очень поверхностным, важные моменты обозначены лишь пунктиром, и основной интерес представляют разбросанные по тексту исторические детали и факты.

 

Шарль Бодлер «Письма»

Чтение корреспонденции литераторов всегда дополняет образ автора, который создается при чтении их произведений. Особенно, видимо, в случае с поэтами. Шарль Бодлер в «Цветах зла» или «Парижском сплине» и Шарль Бодлер в «Письмах» — очень разные, может быть, даже слишком разные авторы. Многое из того, что чуждо поэту и никогда бы не попало в его художественное пространство, вполне интересно адресату Теофиля Готье, Гюстава Флобера, Жюля Барбе д’Оревильи, Сент-Бева и других. В издание избранных писем, естественно, включены послания к наиболее значительным современникам Бодлера — друзьям и оппонентам. Каждое письмо снабжено академическими примечаниями и комментариями. Получается, как добавляют издатели, эпистолярное наследие Бодлера впервые выходит на русском в таком объеме и качестве.

 

Майкл Блендинг «Coca-Cola. Грязная правда»

Майкл Блендинг якобы провел «разоблачительное» журналистское расследование, но большая половина фактического материала, на котором строится повествование, более и менее известна практически всем. Кока-колу изобрел Джон Пембертон в конце XIX века, поначалу напиток продавался в аптеках, в ее состав — хотя сейчас компания и пытается от этого открещиваться — входил кокаин. Блендинг много пишет и о современном состоянии гигантской компании с многочисленными заводами и филиалами в странах третьего мира, в которых, не без помощи все той же компании, процветает эксплуатация, случаются убийства, засухи и голод. Блендинг пытается дискредитировать один из главных символов американской мечты, но почему-то забывает, что в эту мечту уже давно никто не верит.

 

Дамбиса Мойо «Как погиб Запад»

В начале XX века гибель, или «закат», Европы прогнозировал Освальд Шпенглер, в начале XXI века — Дамбиса Мойо, экономист с внешностью соул-певицы, одна из списка самых влиятельных американок по версии Time. В книге Мойо большое внимание уделено Америке, которая стала главным современным представителем Запада и его экономической политики. Но и другие западные правительства и элита систематически допускали ошибки в областях капитала, труда и технологий — главных составляющих успешного экономического роста в постиндустриальную эпоху, по мнению Мойо. Все это приведет к господству ранее отстававших стран, правительства которых проводили совершенно иную политику. Первым в очереди к мировому господству, понятное дело, Китай. Все это, конечно, интересно, но Америку Мойо никому не открыла. Вот Владимир Сорокин, например, ни в какие списки Time не входит, но еще два года назад — в «Метели» — показал, какой финал ждет нас всех.

 

Йост Смирс, Марейке ван Схендел «Представьте, что копирайта нет!»

Одна из главных и уже наболевших тем современного общества — авторское право, или, как называют его нидерландские культурологи Йост Смирс и Марейке ван Схендел, «крайняя форма цензуры», противоречащая всем принципам демократического общества. С развитием интернета и цифровых технологий казалось, что копирайт сдаст свои позиции и ослабит практически повсеместный жесткий контроль. Но ничего подобного не происходит, и авторы книги «Представьте, что копирайта нет!» довольно пессимистично утверждают, что у них нет никакой уверенности в том, что в ближайшее время что-то изменится. Ведь «культура представляет собой идеальный, неиссякаемый источник дохода» для гигантских корпораций, которые на самом деле и являются настоящими владельцами авторских прав, а вовсе не авторы и создатели тех или иных произведений. И учитывая, что количество форм и способов художественного и интеллектуального творчества — опять же с развитием интернет-технологий — только увеличивается, то этим корпорациям совсем не выгодно терять один из важнейших источников дохода.

 

Томас Венцлова «Собеседники на пиру»

Издательство Ирины Прохоровой «Новое литературное обозрение», о существовании которого многие впервые узнали во время предвыборной кампании ее брата, продолжает радовать тех, кто всегда о нем знал и следил за тем, что там печатается. Очередная книга по литературоведению, сборник статей Томаса Венцловы, переводчика, поэта, литературоведа и друга Иосифа Бродского — на самом деле была издана еще в 1997 году в Вильнюсе, но настолько малым тиражом, что ее появление заметили даже не все специалисты. В сборнике — двенадцать статей о русской литературе. «Собеседники» Венцловы — это объекты его исследования: Бродский, Мандельштам, Вяч. Иванов, Чехов, Толстой. Венцлова максимально удаляется от своего субъективного, «поэтического» взгляда и сосредотачивается на научной аргументации: на выходе получается такое исследование поэзии/прозы от поэта, превратившегося в ученого.

 

Римма и Валерий Герловины «Концепты»

Двадцатый, можно сказать — юбилейный, том «Библиотеки московского концептуализма Германа Титова» посвящен творчеству художников Риммы и Валерия Герловиных, представителей старшего поколения концептуалистов. Это издание получилось каким-то символическим олицетворением издательской деятельности Титова. Герловины сказали о себе и своих работах все, что нужно, и даже больше: книга буквально разжевывает читателям — получается, что рассчитана она в первую очередь на неподготовленного читателя, — что есть концептуализм вообще и герловинский концептуализм в частности. Все проиллюстрировано, все объяснено и подытожено. То же самое — с проектом «Библиотеки» в принципе: каждое издание, неизменно объемное и очень качественное, подводит своеобразный итог или творчеству отдельного художника, или явлению в целом. А подведение итогов в данном случае означает принадлежность прошлому, а не настоящему или будущему.

 

Ошибка в тексте
Отправить