Новинки нон-фикшна Мемуары о Курехине, разбор «Хоббита», словарь эпохи Возрождения и другие книги
Раз в две недели «Афиша» рассказывает о новинках нон-фикшна, вышедших за отчетный период.
Уэллс Спенсер «Генетическая одиссея человека»
Если проводить аналогию с художественной литературой, сравнение с которой вынесено на обложку («Кому нужна художественная литература, когда есть настолько захватывающая научная?»), то получится, что перед нами некая альтернатива классическому роману воспитания. «Генетическая одиссея человека» — это роман генетического воспитания, и его главный герой — все человечество. Американский генетик Спенсер Уэллс, обращаясь к работам и методам по выявлению географического распространения определенных ДНК-маркеров другого генетика, Луки Кавалли-Сфорцы, в своей книге говорит об известной теории об африканском происхождении человека. Но вся работа в целом не об этом происхождении (для Спенсера это уже истина), а «о путешествии, которое мы как биологический вид совершили из Африки, места нашего рождения, в отдаленные уголки Земли, с момента появления полностью современных людей до наших дней — и дальше». Генетика помогает воссоздать карту этих человеческих перемещений в пространстве и даже помогает выявить конкретные даты. Важно, что в книге прослеживается только мужская родословная человечества, «поскольку именно Y-хромосома, унаследованная всеми мужчинами от условного Адама, дала нам подходящий инструмент для того, чтобы восстановить маршрут этого странствия». И не менее важно, что политкорректный Спенсер объясняет все это во введении.
Даниэль Бенсаид «Спектакль как высшая форма товарного фетишизма»
На русском языке выходит посмертное издание книги «Спектакль как высшая форма товарного фетишизма» французского философа Даниэля Бенсаида. Это не первая книга Бенсаида на русском языке — недавно была издана «Маркс: инструкция по применению» с рисунками Шарба, еще раньше — его размышления о современном левом движении в книге «Большевизм и XXI век». Философ также известен как партийный деятель и один из инициаторов дискуссии о стратегии антикапиталистических политических движений. Наверное, именно эта включенность в реальную политическую деятельность отличает его от итальянских неомарксистских коллег. Бенсаид не довольствуется рамками, которые ему отводит современный критический дискурс, будь то «призраки Маркса» Деррида или же мессианство Негри. Внимательно вглядываясь в язвы современного общества, философ пытается найти новые возможности для реального действия — человечеству более некуда отступать. В «Спектакле» Бенсаид настойчиво ищет новые возможности для действия, способного принести реальные социальные изменения. Хотя книга и дописана, в ней чувствуется некоторая эскизность мысли. Лишь намеченные пунктиром смысловые линии будто бы указывают будущим поколениям на настоятельную необходимость дальнейшей работы. Ведь принцип «надежды» должен рано или поздно возобладать над тотальным нигилизмом «ложного сознания».
Рене Суриак «Словарь эпохи Возрождения»
Если верить Умберто Эко (и не только ему), мы снова погружаемся в Средневековье. С этой позиции появление «Словаря эпохи Возрождения» может показаться вполне уместным. Средневековье, в том числе и новое, не знает или притворяется, что позабыло, что такое, скажем, гуманизм, индивидуальность, разум и прочие важные для Возрождения понятия. Вот только подобные задачи едва ли стояли перед автором этого издания. Здесь отобраны, сгруппированы и выстроены в определенном логическом порядке возрожденческие термины с целью выявить общие умонастроения эпохи. Терминологические статьи разбавлены текстами о ключевых персонажах и деятелях растянувшегося не на одно столетие периода. Все вроде бы субъективно, наполнено личностью автора — как и должно быть в тексте о Возрождении — но на деле это повторение всем известных мыслей, выводов и обобщений. Словарный формат только усиливает это ощущение фрагментарности и раздробленности, как мысли, так и всего повествования.
Кори Олсен «Хоббит. Путешествие по книге»
Специалист по средневековой литературе Кори Олсен зарекомендовал себя еще и как специалист по Толкину. Несколько лет назад он создал сайт tolkienprofessor.com, где можно почитать лекции и книги Олсена и, конечно же, обсудить их с единомышленниками и самим автором. На русском книга Олсена выпущена к выходу джексоновской экранизации «Хоббита», и кажется, будто это своеобразный филологический ответ главному визуализатору образов Средиземья. Олсен тоже интерпретирует книгу Толкина, но в своем литературоведческом ключе, отыскивая дополнительные смыслы в самом тексте произведения. Хронология работы Олсена совпадает с хронологией толкиновского «Хоббита». Каждая глава в книге Олсена — это тщательный и кропотливый разбор сцен романа в том порядке, в котором они даны у Толкина, а предваряет все это воодушевленное и восторженное предисловие, в котором Олсен рассказывает о принципах своей работы над исследованием и заодно объясняется в любви к книгам Толкина. То, что у него получилось в результате, подойдет таким же страстным поклонникам, остальным кропотливое копание в не самом знакомом тексте быстро наскучит.
Александр Кан «Курехин. Шкипер о Капитане»
Из названия книги музыкального критика Александа Кана видна расстановка сил и общий жанровый настрой всего текста: Курехин — капитан, лидер, явление, миф и, наконец, целая эпоха. А еще — пробел в современном музыковедении. Кан предпринял, как сообщает издательство, «первую и уникальную попытку» разобраться в этой личности. Важно, что это воспоминания. При наличии отступлений на музыковедческие темы, при описании общего фона музыкальной жизни Ленинграда тех лет и даже при вкраплении других голосов этот текст — в первую очередь личные воспоминания Кана, а значит, максимальная интимность каждого описанного события здесь обеспечена. Временами повествование и вовсе начинает походить на художественный текст, очень легкий и живой. Кану явно удалось сделать очень важное — рассказать о своих отношениях с человеком, определившим вектор развития определенной области отечественной музыки последних десятилетий, и не скатиться в постоянно встречающиеся в жанре «мемуаров о великом человеке» рассказов о том, как же сильно великий человек любил и уважал автора этих мемуаров, как они были дружны и жить друг без друга не могли. Кан чувствует дистанцию, говорит о ней с первых строк (и даже в названии), но при этом остается очень тонким, чутким и, что важно, скромным мемуаристом. Подобные книги не заполняют пробелы в серьезном осмыслении наследия определенного художника или музыканта, но создают образы личностей этих художников и музыкантов, что потом как раз и помогает осмыслить их произведения и их наследие.
Книги предоставлены магазином «Циолковский».