Анкета Вадим Мещеряков, издатель
Хозяин «Издательского дома Мещерякова», автор идеи серии искусственно состаренных детских «Книга с историей» и серии «Научные развлечения», создатель «Лавочки детских книг» и вообще трендсеттер на рынке детской литературы.
— Как вы себе представляете идеальную книгу для вашего издательства — можете описать ее?
— Идеальная книга — книга, которую прочитали.
— Вы умеете «кошмарить интернет-аудиторию»?
— Для этого никаких особенных умений не нужно, достаточно завести блог и откровенно описывать в нем жизнь издательства, что я и делаю почти два года в ЖЖ.
— Кого/что вы ни за что издавать не станете?
— Авторов таких писем без вложений: «Здравствуйте! Можно ли у вас издаться? С уважением, Иванов Иван Иваныч».
— Нелюбовь издателей к рассказам, сборникам стихов и молодым авторам — это стереотип или все это правда невозможно продать?
— В российской детской литературе все наоборот — вымывается длинный жанр, потому что, как правило, он адресован подросткам и издательствам неинтересен. Исключение составляют фантастические вещи.
Книги современных авторов сложнее продавать, потому что вокруг детской литературы сложился информационный вакуум. Детские литературные журналы никто не читает, о ряде местечковых премий и конкурсов знают только те, кто их получает, критиков детской книги можно сосчитать по пальцам двух рук, а изданий, в которых их можно почитать, — по одной. Кино и театр не интересуют писатели-современники, едва ли мы когда-нибудь увидим героев «Дагги-Тиц», «Класса коррекции», «Отроков до потопа», «Похождений Вани Житного» на экране или сцене, хотя хотелось бы. Понятно, что в этой ситуации дети читают то же, что читали родители.
Всем советую обратить внимание на замечательный сайт BiblioГид, детскую премию «Книгуру», журналы «Кукумбер» и «ХиП»: все эти проекты созданы настоящими ценителями детской литературы, благодаря которым ситуация не выглядит безнадежной.
А в наступающем году на свой страх и риск мы издадим несколько сборников стихотворений и рассказов молодых писателей.
— Что вы станете делать, если в вашем распоряжении окажутся права на неизвестного Ларссона и новое продолжение Гарри Поттера?
— Продам их «Эксмо», «Росмэну» и продолжу заниматься своим делом.
— Если цифровые книги окончательно вытеснят бумажные, как будет выглядеть бизнес-модель вашего издательства?
— Стану делать сундуки!
— Разрекламируйте, пожалуйста, лучшую книгу своего издательства.
— «Как вырастить 1000 огурцов на 1 кв. м». Названием все сказано.