Анкета Издатель Варвара Горностаева
Всего за год издательство «Corpus» стало крупнейшим поставщиком «хорошей литературы». Главный редактор, Варвара Горностаева, ответила на издательскую анкету «Афиши»
— Как вы себе представляете идеальную книгу для вашего издательства — можете описать ее?
— Идеальная книга встречалась мне несколько раз, и ее ни с чем не спутаешь. Это когда понимаешь, что нужно хватать и издавать во что бы то ни стало. Когда не думаешь, для мужчин она или для женщин, для молодых или пожилых, для людей с достатком или для широких народных масс. Только знаешь, что должен ее издать и все. Такая книга не требует ни рекламы, ни продвижения, потому что все делает сама. Ее только нужно развести по магазинам. А потом вовремя ритмично допечатывать. Идеальная книга, как и идеальный издатель, это равноправие обеих частей словосочетания «книжный бизнес». Потому что чаще всего — если книга, то никакой не бизнес, а если бизнес, то страшно в руки взять.
— Вы умеете «кошмарить интернет-аудиторию»?
— Нет, не умеем. Вернее, не считаем нужным. У Corpus’a есть блог в LiveJournal, есть сообщество на Facebook, там мы ведем себя чинно и мирно, хотя слегка нескромно. Мне кажется, что с книжками, которые издает Corpus, «современные модели продвижения» не эффективны. С такими книжками с начала и до конца нужно работать в ручном режиме и в очень личном качестве. Это такая «колбаса ручной вязки».
— Кого/что вы ни за что издавать не станете?
— Я ни за что не издам книжку, за которую мне будет потом стыдно. Таких книг немного. Как и по-настоящему стыдных поступков. У каждого свой набор — в зависимости от того, как мама воспитала.
— Нелюбовь издателей к рассказам, сборникам стихов и молодым авторам — это стереотип или все это правда невозможно продать?
— Если это и стереотип, то мирового масштаба, а вовсе не только российского. Рассказы, стихи и молодых (неизвестных) авторов продать действительно очень непросто. Мне кажется, что не последнюю роль здесь играет фигура распространителя, а это очень важный посредник между издателем и читателем. Среди них часто встречаются люди ленивые и нелюбопытные, малообразованные и даже дремучие. И как раз с большим количеством стереотипов и суеверий в голове. Среди прочих у них в ходу такая народная примета: рассказы, стихи и молодые авторы не продаются. Но рассказы и стихи все равно публикуются, а иные молодые авторы становятся знаменитыми и успешными. Значит, есть на свете мужественные издатели, которые умеют настоять на своем.
— Что вы станете делать, если в вашем распоряжении окажутся права на неизвестного Ларссона и новое продолжение Гарри Поттера?
— Какой странный вопрос! Спрошу правообладателя, почему он решил сменить издателя.
— Если цифровые книги окончательно вытеснят бумажные, как будет выглядеть бизнес-модель вашего издательства?
— Вот про бизнес-модель я пока ничего сказать не могу, нужно думать. И очень быстро.
— Разрекламируйте, пожалуйста, лучшую книгу своего издательства.
— Лучшая книга издательства Corpus — «Подстрочник» Олега Дормана. А значит, смотри пункт 1 — это как раз такая книга, которая совершенно не нуждается в рекламе. Это идеальная книга.