Новая архитектура Москвы
Как будет выглядеть обновленная Третьяковская галерея на Крымском Валу
Компания Zoloto Group, разрабатывавшая концепцию развития Серебряного Бора, придумала для Третьяковки на Крымском Валу навигацию и общественное пространство во дворе. «Афиша» узнала, как поменяется галерея в ближайшие пару месяцев.
Пять быстрых фактов о Третьяковке на Крымском Валу
Государственная картинная галерея СССР
Музей на Крымском Валу решили строить еще в 1959 году как Государственную картинную галерею СССР. В состав Третьяковки галерея вошла только в 1985 году и до этого была отдельным учреждением культуры.
Здание по проекту мастерской имени Ивана Жолтовского
Проект галереи разработали архитекторы Юрий Шевердяев (автор здания газеты «Известия» на Пушкинской площади, Центрального телеграфа на Тверской и снесенной гостиницы «Интурист»), Николай Сукоян (Парк искусств на Крымской набережной — теперь «Музеон», площадь Красные Ворота), объединенные в мастерскую имени Ивана Жолтовского. Несмотря на то что проект утвердили еще в 1959 году, строительство затянулось: галерею открыли только в 1983 году.
Парковый павильон
Задачей советских архитекторов было создать крупномасштабный парковый павильон, поэтому здание намеренно не стали строить высоким, а сделали, наоборот, протяженным вдоль набережной. Кстати, главный вход должен был быть первоначально со стороны Москвы-реки. Сквозная колоннада, проходящая по всему периметру первого этажа, также должна была стать частью Парка искусств.
По соседству с ЦДХ
Третьяковская галерея занимает не все здание: половина принадлежит Центральному дому художника, где проходят независимые от музея выставки, вернисажи и ярмарки. Сегодня в экспозиции Третьяковки на Крымском Валу находятся работы русских и советских художников, работавших в 1920–1960-х годах, среди которых Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Марк Шагал, Вера Мухина и многие другие.
Галерею хотели снести
В 2008 году стало известно, что здание ЦДХ хотят снести и построить на его месте новое здание Третьяковки — знаменитый «апельсин» по проекту Нормана Фостера, где помимо выставочных залов находились бы жилые апартаменты, офисы и магазины. К счастью, от затеи отказались и здание вроде больше сносить не собираются — впрочем, и памятником его признавать не торопятся.
«С просьбой разработать концепцию к нам обратилась сама Третьяковская галерея, когда ею еще руководила Ирина Лебедева. Несмотря на смену руководства в начале 2015 года, проект оставили за нами. Перед нами стояла задача создать музей современного типа со всей необходимой инфраструктурой. Мы плотно общались со всеми отделами галереи, узнавали, что можно трогать в историческом здании, а что нет. В результате получился большой и важный проект как для нас, так и для Третьяковки. Мы занимались зонированием пространства, навигационной системой, сувенирным магазином, кафе. Самое главное в обновлении — это открытие входа с Крымской набережной, потому что галерея хочет увеличить число посетителей постоянной экспозиции. Это уникальное собрание, а приходит сюда гораздо меньше людей, чем на временные выставки. Главная задача — сделать так, чтобы москвичи перестали воспринимать это здание как ЦДХ и вспомнили про Третьяковскую галерею.
Внутренний двор станет новым общественным пространством. При разработке концепции мы ориентировались на главные точки притяжения Москвы — парк Горького, «Стрелку», где проходят лекции, кинопоказы и другие мероприятия, которые также будет делать Третьяковка. Во дворе будут и концерты, и выставки современного искусства, и образовательные программы для детей. Хочется, чтобы пространство активно использовали при этом и зимой».