Казусы Нобелевская-2012, взгляд из Америки
Американцы глубоко уязвлены тем, что у них очень давно не было нобелевских лауреатов, — о степени обиды можно судить по двум публикациям.
Автор The New Yorker замечает, что Нобелевская академия питает склонность к авторам, любящим рассказывать о выращивании злаковых культур. Сначала «Маисовые люди» Мигеля Астуриаса, теперь вот — Мо Янь, автор романа «Красное сорго»; и если так, то больше всего шансов выиграть премию у кенийца Нгуги Ва Тхионго, очень кстати оказавшегося автором романа «Зерно пшеницы».
Еще откровеннее — унижение паче гордости — выражается автор написанного в кулистиковском духе текста «Как стать лауреатом Нобелевской премии».
Автор дает следующие советы:
1. Открещивайтесь от своего американского происхождения (все ненавидят Америку — от Европы до антарктических пингвинов; мы в их глазах такой гедонистический Иран. Нипочем нельзя даже упоминать Америку и американский образ жизни).
2. Уезжайте куда угодно, лишь бы подальше от Америки, и подавайтесь в экспаты. (Америка пока еще страна неокончательно сформировавшаяся. Мы еще сами не решили, чем мы хотим стать. И пока суть да дело, лучше всего держаться от такой страны подальше. Чем более по-европейски вы звучите, тем лучше.)
3. Будьте глубокими — но только не слишком уж глубокими (Джоны Кейджи и Гертруды Стайн этого мира в лауреаты не выбиваются).
4. Никаких машин времени, никаких вуки, никаких вампиров (жанровая проза не поощряется; хочешь выиграть Нобелевку — живи в реальном мире. Танцующие панды, умеющие летать, — пожалуйста, но ничего такого, чего нет в природе вообще).
5. Секс! Но не слишком много секса! (Нобелевской академии секс не нравится. Именно поэтому Набоков, Генри Миллер и Энн Райс не получали Нобеля. Величие, рассказчицкие достоинства — все этого никого не волнует. Главное — быть поляком. Они награждают польских поэтов. Каждый польский поэт, когда-либо рождавшийся на свет, выигрывал Нобелевку.)