Казусы Война списков
Списки книг как повод для конфликта.
Списки книг, оказывается, могут стать причиной серьезных разногласий, не сказать конфликтов. Речь даже не о пресловутом «списке Путина». Некоторое время назад Минобразования опубликовало — якобы опубликовало — список книг для прочтения старшеклассниками, начиная с 2020 года, в котором нет Куприна и Лескова, зато есть Улицкая и Пелевин. Разговорами о том, что Куприна «заменили» на Улицкую — причем сделано это было на американские деньги, а именно, грант, выданный Всемирным банком, — и что Пелевин — «автор небезызвестный, но явно не соответствующий ни уровню культурного развития 15–17-летних подростков, ни тем более потребностям школы», дело не ограничилось.
КПРФ, оказывается, создала специальное движение «Русский Лад» (эмблема — купол и шлем, символизирующие, «что Россия рождена под знаком Водолея, что народ наш неразрывно связан с Космосом, что Солнце — наш отец, а Земля – родная мать»), которое будет заниматься продвижением (подлинно) русской литературы. Возглавляет его депутат Госдумы Никитин — который «сам с Псковщины» и травмирован шокирующим опытом: некоторое время назад он зашел в одну из тамошних библиотек и обнаружил, что там повсюду «Бродский, Бродский, Бродский» — а Пушкина нет и в помине: «Ну нельзя же так ненавидеть свой народ!»
И даже это еще не конец истории. Само Минобразования открестилось от списка — и заявило, что «авторы разработали программу по собственной инициативе и без учета требований законодательства в области образования». С другой стороны, к обсуждению подключилась Общественная палата России, которая не только не против включения в обязательный список современных авторов, но требует, напротив, расширить его за счет Захара Прилепина, Владимира Войновича и Дины Рубиной. Завтра ОПРФ должна встретиться по этому поводу с вице-премьером Голодец, а затем великий канон русской литературы должен будет утверждать Д.А.Медведев.
Похоже, война списков только начинается.