Казусы Скупка издательств
Многообещающая — в смысле могущая повлиять на весь отечественный книжный рынок — новость. Контролирующий издательскую группу «Азбука-Аттикус» бизнесмен А.Мамут — только что выкупивший часть предприятия у основателя «Азбуки» М.Крютченко, теперь очевидна подоплека этой сделки — продает свою долю французскому издательскому гиганту Lagardère Publishing.
«Азбука-Аттикус», напомним, это «Азбука», «Махаон», «Иностранка», «КоЛибри», «Веды», «Глаголь Добро», «Фантастика СПб», журнал «Фантастика»; третья, то есть, сила — после «Эксмо» и АСТ («Просвещение» не считаем, там особый бизнес). И вот у третьего/четвертого по величине книжного издательства России появляются новые хозяева.
Хорошо ли, что на российский рынок приходят иностранцы — у которых по определению больше денег и явно более богатый опыт управления издательским бизнесом?
Удалось ли А.Мамуту выгодно продать этот бизнес — или он его «слил» по дешевке, разочаровавшись в нем? Что такое эта продажа — знак здоровья, конвертируемости отечественного книжного бизнеса или, наоборот, его слабости? Это «иностранцы-скупают-издательства» — или «наши-избавляются-от-токсичных активов»? Правда ли, что раз крупная иностранная компания покупает крупную отечественную, то она непременно планирует инвестировать в нее?
Значит ли эта покупка, что российский книжный рынок привлекателен для инвесторов — и он на подъеме?
И, соответственно: будут ли новые хозяева подгребать в издательскую группу другие издательства? Будут ли менять менеджмент, нанимать новых главных редакторов и пытаться влиять на издательскую политику? Или, например, они просто «срежут косты» и законсервируют статус-кво?
Правда ли, что «Азбука-Аттикус» использует свои возможности на сто процентов? Скорее да: взять хотя бы Парфенова — проект «Намедни», которому очевидным образом была предоставлена «зеленая улица» — каковой он и воспользовался, к всеобщему удовольствию. Трудно представить себе кого-то, кто мог сделать для книги «Намедни» нечто большее.
Скорее нет: вот, например, сейчас «Иностранке» принадлежат права на Ю Несбе — не просто очередного автора из плеяды скандинавских детективщиков, а одного из самых продаваемых писателей в мире; среди прочих своих достоинств он, например, неделю назад стал вторым неанглоязычным автором, занявшим верхнюю позицию в британских списках бестселлеров (а первый? Правильно: С.Ларссон).
Много ли людей в России знают о Несбе, уже семь романов которого выпустила «Иностранка»?
Не так уж много. Могло быть больше. Помешала бы Несбе дорогостоящая рекламная кампания? Нет. Есть ли шанс, что новые хозяева исправят это досадное упущение? Есть.