Гражданские манифесты Елена Фанайлова, поэт
На момент написания этого текста (вечер 9 Мая, прошел парад Победы, закончились задержания мирных граждан оккупационной властью) я думаю вот что.
Что я желаю всем своим друзьям и многим незнакомым людям сохранять чувство юмора, спокойствие и гордость за то, как они провели эти майские дни. Мне этот опыт народного протеста и стихийного анархизма кажется очень ценным для самопонимания городского комьюнити.
Что я с интересом бы посмотрела на следующих массовых мероприятиях на отряды самообороны протестного движения и активистов, которые организовывали бы передвижение мирных граждан и занимались бы их безопасностью. С неменьшим интересом я познакомилась бы, например, с инициативами однодневных забастовок московских адвокатов, которые парализовали бы работу судов. С явлениями самоорганизации студентов — вплоть до захвата аудиторий в случаях споров с администрацией (см. практику Сорбонны в 1968-м и Карлова университета в Праге в 1989-м). С деятельностью лидеров рабочего стачечного движения. С главврачами больниц и директорами школ, которые не прогибаются по просьбе начальников, не воруют и не заставляют подчиненных из страха потерять работу поддерживать партию жуликов и воров. (Это утопическая мысль, разумеется, — но вдруг?)
Всем желающим гулять по любимому городу без комендантского часа рекомендовала бы изучать историю организованной борьбы левого движения как ХХ, так и ХХI века. Практики оргработы большевиков после 1905 года ничуть не хуже других практик, кроме того, они оказались успешными. То же я попросила бы сделать Навального и Удальцова. А то у них с харизмой все в порядке, а работа с массами подкачала.
ОМОН попросила бы заниматься своими делами, а не избиением младенцев и женщин. Если кого из отказавшихся выполнять приказ размазывать печень протестантов теперь наказывают, обращайтесь к гражданским активистам и журналистам, поможем адвокатами и правозащитниками.
Всем и себе желаю следить за своим умом, не позволять ему лишних спекуляций. Набраться терпения, избегать уныния, отвечать за ошибки. Вспоминать, что человеку трудно осознать все зло и все добро мира, но в обычной жизни нужно просто соблюдать правила моральной гигиены. Это такая же привычка, как чистить зубы.