перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Вопросы Что такое «независимые» издательства?

Как отличить настоящих независимых издателей от ложных — в мире-супермаркете?

Архив

НЛО переиздало книжку Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем: Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать». Это очень важная и, можно сказать, знаменитая книга; Шиффрин, экс-редактор «Пантеон-букс», а затем «Нью-Пресс», создал, по сути, очерк современного американского и европейского книгоиздания — очень четко коррелирующий с тем, что происходит сейчас в России. Рецензия на «Легко ли быть издателем», несомненно, появится в ближайшем номере «Афиши».

Любопытно вот что. Шиффрин часто пользуется термином «независимое издательство»; что на самом деле можно подразумевать под этим? Притом что те, кто занимается книжками, как правило, люди небогатые, нуждающиеся во внешних инвестициях, а сам бизнес этот — «долгий», окупающийся годами: книги продаются медленно; как тут можно никак ни от кого не зависеть?

Вопрос, однако, даже не в том, могут ли, в принципе, существовать стопроцентно независимые издательства — а какое издательство мы интуитивно можем считать независимым — и, соответственно, при выборе книги оказывать ему некие преференции, «заступаться» — голосовать рублем, в магазине, самым естественным способом — за них перед «монстрами».

Независимое — это издательство, которое не просто пытается извлечь максимальную прибыль из точного понимания рыночной конъюнктуры, а служит общественным интересам — например, знакомит общество с ранее неизвестными авторами и типами письма и способствует развитию рынка свободных идей?

Независимое — это издательство, чей ассортимент достаточно широк, чтобы не сводиться к сектору «массовой», рассчитанной на рыночный успех литературе?

Независимое — это издательство, чей ассортимент не зависит от книг знаменитостей или о знаменитостях?

Независимое — это издательство, обязательно работающее по модели, состоящей в том, что прибыль от коммерчески успешных книг используется для возмещения расходов на «интеллектуальную» литературу? Маленькое, как правило, семейное предприятие, которое, разумеется, не прочь издавать бестселлеры, но при этом большую часть ассортимента составляют заведомо не хиты — сложные, рассчитанные на нишевую аудиторию книги?

Критерии могут быть довольно странными. Например, в Италии, пишет Шиффрин, «под «независимыми» подразумевались книжные магазины, где большая часть продаж приходится не на новинки, а на переиздания и издания прошлых лет». Может быть, в самом деле: независимые — это те, которые не зациклены на новизне, на «новых коллекциях», на постоянной смене ассортимента, которые не пытаются убежать от самих себя, а, наоборот, демонстрируют приверженность нерыночным ценностям и постоянную, так сказать, температуру?

Независимое — это издательство, которое может рассчитывать на государственную поддержку — в виде прямых субсидий или, к примеру, правил, обязывающих государственные учреждения, в первую очередь библиотеки, приобретать их продукцию в первоочередном порядке?

Вот «Новое литературное обозрение» — независимое издательство? А Corpus? А «Текст»? А Ad Marginem? А Издательство Ольги Морозовой? А Symposium? А Издательство Ивана Лимбаха?

Существуют ли какие-то формальные критерии?

Может быть, «независимое» издательство — это скорее этическая категория: то, которое не станет переманивать авторов и перекупать права у других «независимых»? И как в этом смысле следует охарактеризовать, например, независимый Corpus, к которому — несомненно, в силу действия самых что ни на есть рыночных механизмов — перешли права на Умберто Эко, которыми ранее на протяжении многих лет владел независимый Symposium?

«Независимое» издательство не должно, даже формально, входить в какой-либо крупный издательский концерн. Но почему, собственно? Если «монстр» никак не вмешивается в политику своего вассала — какая разница, общие у них бухгалтерия или нет? Но где провести грань — ведь если общая бухгалтерия, то, скорее всего, общий и склад, и экспедиция, и отдел продаж… И очень может быть, что и издательский план в целом был составлен с оглядкой на «крышу» — чтобы, например, не дублировать и, соответственно, не конкурировать с более явными ее подразделениями. Почему нет; и, если так, где, спрашивается, грань между «свободными» и «вассальными» издательствами?

Ошибка в тексте
Отправить