перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Вопросы Коэльо и пираты

Главное, по-видимому, событие последних дней: миллионщик Коэльо вырядился в костюм Джона Сильвера и, размахивая бутафорским костылем, принялся рекламировать сайт Pirate Bay: «пираты всего мира, соединяйтесь и крадите все, что я когда-либо написал».

Архив

Что заставило этого человека повести себя столь эксцентрично? Оказывается, Коэльо записался в сторонники легализации пиратства после истории с русским изданием своего «Алхимика» — в 1999-м оно было выложено в сеть, однако вместо того, чтобы подорвать продажи, наоборот, вызвало всплеск интереса к автору — в результате чего началось тиражное ралли: к 2000 году было продано около миллиона экземпляров — а сейчас так и все 12. Миллионов.

В своем блоге Коэльо заявил, что Pirate Bay он воспринимает как новую и не лишенную привлекательности систему для промоушена искусства. «У вас музыкальная группа? А может, вы начинающий кинопродюсер? Эстрадный комик? Иллюстратор, рисующий комиксы? Ну так они заменят логотип на своей заходной странице линком на ваши произведения». «В тот момент, когда я понял это, я решил — запишусь-ка и я к ним. И вот несколько моих книг выложены там — ну и… продажи моих бумажных книг пошли вверх — потому что читатели ознакомились с ними на пиратских сайтах».

«Я только приветствую! — витийствует Коэльо. — Нате, скачивайте себе мои книжки бесплатно — вот они, кровные; но затем, если будет охота, покупайте настоящую бумажную книгу — и вот это будет наш способ сказать индустрии, что жадность — это дорога в никуда».

Мудрый популист Коэльо знает, как потрафить публике: «Старые добрые времена, когда у каждой идеи был свой хозяин, канули в Лету.  Во-первых, потому что хоть ты тресни, все и вся эксплуатируют одни и те же четыре темы: любовные отношения между двумя людьми, любовный треугольник, битва за власть и история путешествия. Во-вторых, потому что все писатели хотят, чтобы то, что они насочиняли, кто-то прочел — хоть в газете, хоть в блоге, хоть на заборе». Логика: «Чем чаще мы слышим песню по радио, тем сильнее нам захочется купить диск с ней. С литературой та же самая петрушка. Чем больше людей «крадут» книжку, тем лучше. Сегодня им понравится начало — завтра они бегут вприпрыжку в магазин и покупают книжку; ну а сами посудите — вот что может быть более утомительного, чем читать длиннющие тексты с экрана».

Что ж, как ни крути, этот человек продал 300 миллионов экземпляров своих книг, и к его мнению стоит прислушаться.

Надо сказать, что коэльовский гимн пиратству был благосклонно принят читателями — многие готовы обожествлять своего кумира (и покупать новые копии). По правде говоря, больше всего все это напоминает массовую истерию: «Да, мой капитан, да, сэр Коэльо, вы правы, ведь именно благодаря тому, что я скачивал ваши книги, я пришел к выводу, что должен приобрести их бумажные экземпляры! О, как мне повезло — ведь если б я не был пиратом, я бы никогда не смог ознакомиться с вашим творчеством! Да, черный властелин! Обязательно должен быть бесплатный предпросмотр, и если то, что я увижу, мне понравится, я непременно затем куплю это!» — примерно в этом духе.

Внимание: вопрос. Эта стратегия — на которой наживается мудрый Коэльо — в самом деле работает — или вообще-то она не работает, и случай с его книгами — чистой воды исключение? Если вы — писатель, вы поверите бразильскому алхимику и станете выкладывать свои книги в сеть в надежде, что это подстегнет «физические» продажи? Может быть, каким-то писателям (например, детективщикам и авторам пособий по селф-хелп) можно, а каким-то (авторам науч-попа и вампирских саг) — нельзя? В чем секрет-то?

Ошибка в тексте
Отправить