перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Вопросы «Палочки» последней надежды

Несмотря на то что читатели реагируют на «улучшенные книги» без энтузиазма, издатели продолжают экспериментировать.

Архив

В начале февраля начинаются продажи романа «Chopsticks» — «Палочки для еды»; вообще-то это любовный роман, в котором описывается история одного молодого и страшно талантливого пианиста, чьи творческие силы и воображение способны растрогать кого угодно — в том числе его соседку. Штука, однако ж, не в сюжете, а в том, что роман выйдет не только как обычная книга — но и как книга «улучшенная». В электронную версию инсталлированы семейные фотографии, письма, документы, ютьюбовские ролики; читатели смогут слушать любимые песни персонажей и чуть ли не в режиме реального времени читать их мгновенные сообщения. По сути, это нечто среднее между книгой и приложением для айфона-айпэда. Обычная книга будет стоить 20 долларов, цифровая — 10. Авторы — писательница Джессика Энтони и графический дизайнер Родриго Коррал — потратили на производство «Палочек» несколько лет и десятки тысяч долларов; теперь остается понять, что их ждет — очередной провал или слава людей, которые совершили революцию в книжной индустрии.

Реализация сценария номер один гораздо более вероятна. История попыток ввести моду на «улучшенные» — доукомплектованные мультимедийным контентом — книги говорит о том, что дело, скорее всего, дохлое. Почему-то читатели оказались консервативны: если обычные и цифровые книги могут продаваться десятками тысяч, то продажи «улучшенных» чаще всего остаются на уровне сто-двести экземпляров. Теоретически так не должно быть; совершенно непонятно, почему «улучшенные книги» — с видеороликами, с картами местности, с фотографиями и чуть ли не с выпрыгивающими со страниц героями (технология позволяет — еще в 2010 году «южнокорейские ученые», кем бы они ни были, создали 3D-детские книжки, персонажи которых именно что сходили со страниц) — почему они не идут? По-видимому, у людей есть какой-то психологический барьер, внутренний запрет на инцест между книгой и видеоигрой.

Так или иначе, экспериментировать в этой сфере для издателей затруднительно — потому что продукт на выходе должен быть на уровне кино или хотя бы видеоигры, а бюджеты у производителей — книжные, далеко не голливудские. И все же издатели не оставляют попыток растрясти потенциальных потребителей.
Во-первых, есть все же и успешные прецеденты — например, книжное приложение «Бесплодная земля» Т.С.Элиота (в которое было включено факсимиле рукописи с пометками Эзры Паунда, голос самого Элиота и видеоперформанс по поэме); стоимость производства составила 120000 долларов — зато затраты окупились за 4 с половиной недели; приложение продавали по 14 долларов, и оно стало первым номером в эппловском списке книжных приложений. Во-вторых — и это гораздо важнее — издатели понимают, что если мода на «улучшенные» все-таки начнется — это будет революция, «самая значительная трансформация книги и читательского поведения со времен Гутенберга», и доходы от этой революции будут распределяться по модели «the winner takes it all».

Так что надо следить, что будет происходить с этими самыми «Палочками».

Ошибка в тексте
Отправить