«Mas que Nada» Жоржи Бена
В регулярной рубрике о величайших песнях в истории человечества — «Mas que Nada», одно из главных национальных достояний Бразилии. А также десять кавер-версий на нее — от The Black Eyed Peas и Диззи Гиллеспи до первооткрывателей электроники и японских чудаков.
У Жоржи Бена, одного из главных бразильских музыкантов, была подруга-гитаристка Мария Роза Канелас, но все звали ее Розинья из Валенсы. Играла она великолепно и сама занимала не последнее место в музыке страны, но самое главное то, что ее любимым выражением было «Иди ты!». На родном для них обоих португальском это выражение звучало как «Mas que nada» — тут уже можно было написать «Остальное — история», но нет, здесь она только началась.
Жоржи, часто слышав это выражение от Розиньи, решил как-нибудь использовать его в песне — и применил сразу в первой, которую написал. «Mas que Nada» была придумана в тот момент, когда музыкант служил в армии — и, по его словам, он просто хотел придумать песню о счастье. Собственно, получилось — эту незамысловатую песню о том, что лучше сальсы ничего нет, он впервые исполнил в районе Беку, центре развлекательной жизни Рио-де-Жанейро. Подробности этого выступления уже были в красках описаны на «Волне» другим автором — оставим в этой истории лишь самое главное. А именно то, что сразу после дебюта в клубе «Баккарат» к нему подошел человек из бразильского отделения Philips и сразу предложил контракт. Сказано — сделано, песня была записана. Но вот что занятно: на самой первой версии песни Бен лишь на подпевках у группы Zé Maria, чье имя сейчас ассоциируется в основном с прозвищами футболистов. Таким образом, когда мы говорим про оригинал этой песни, мы имеем в виду совсем не его.
Самая первая записанная версия «Mas que Nada» — Жоржи Бен помогает группе Zé Maria
Но зачем вообще говорить про оригинал? Дело вот в чем: кавер-версия этой песни, как часто бывает в таких случаях, гораздо популярнее оригинала — игравший все в том же Беку музыкант Серджо Мендес исполнил ее через пару лет. Первый коллектив Мендеса назывался Brasil’65, и там играла все та же Розинья — а во время гастролей в Америке к нему в качестве гитариста присоединился сам Бен, но из-за одного нелепого случая (из-за цвета кожи ему отказали в стрижке в парикмахерской в Лос-Анджелесе) он быстро уехал домой. Его вторая группа, которую он основал, уже переехав в Америку, Brasil’66, исполнила ее на своем дебютном альбоме — и несмотря на низкие места в чартах, песня все равно запомнилась многим.
С тех пор так и повелось: в Бразилии почитают версию Жоржи Бена (местный Rolling Stone поставил ее на пятое место среди лучших песен страны всех времен), а во всем мире куда лучше знают Серджо Мендеса. Это, конечно, совсем не повод для беспокойства, ведь и сама песня учит нас не переживать, главное — это танец, в котором ты забываешь обо всем, и лучше бы он не кончался. Кстати, о танце — именно в этой песне видно, чем так огорошил бразильскую публику Бен; ведь это не просто самба, это самба карнавальная, она же маракату, несколько отличающаяся от традиционной. То же и в остальном тексте: «É samba de preto velho./Samba de preto tu» — это самба мудреца и самба простака, иными словами, Бен планировал сделать песню для всех и для каждого и не прогадал. Известно, что многие бразильские музыканты в своих веселых на первый взгляд песнях и обращались к проблемам диктатуры, и напоминали о периоде рабства, и «preto velho» — это именно что старый раб, мудрый и всезнающий; что до «preto tu», то у этого на деле нет перевода, словосочетание придумано самим Беном и значит либо самый низший сословный слой, либо то, что находится внутри тебя. Словом, Бену удалось сделать песню настолько простую, что растаять от нее должен был кто угодно.
Серджо Мендес и Brasil'66 исполняют «Mas que Nada»
Есть несколько версий, откуда взялся тот самый вокализ, который можно считать визитной карточкой «Mas que Nada», — некоторые считают, что это связано с бразильской религией умбанда и конкретно с богами Ориша; следовательно, Бен намекает на богинь Ойу и Обу — первая отвечает за перемены, вторая — за справедливость и веру. Эта версия была бы довольно занятной, если бы в 1958 году бразильское отделение Polydor не издало пластинку «Tam… Tam… Tam…» Хоcе Пратеcа — и его композиция «Nanã Imborô» была очень похожа на «Mas que Nada». Это, впрочем, ничего не меняет — мотив Бен мог услышать где угодно, да и песня Пратеcа скорее напоминает о каких-то джунглях, нежели приглашает на танец.
И все-таки именно в «Mas que Nada» есть нечто типично бразильское: например, отчаянный оптимизм, который временами бывает искренним, а временами — показным, но очень заражающим и заставляющим отдаться во власть танца. Это самое «Иди ты!», а по некоторым данным, еще и более подходящее всему остальному тексту «пустяки», английское whatever, — это не более чем восторженное удивление или же сказанное по-доброму «все равно», совсем не несущее агрессии. Скорее так: от радости хочу я танцевать, а ты меня не отвлекай. Пусть весь мир подождет.10 исполнений «Mas que Nada»
1. The Black Eyed Peas
Знакомый каждому, кто еще зачем-то смотрел в нулевых MTV, клип: вместе с группой, еще не перешедшей на подавляющий футуристичный поп, песню исполняет сам автор — получается достаточно весело и по-доброму; ощущение только усиливает видео с вечеринкой, которое в 2014 году почему-то не найти в приличном качестве.
2. Жан-Жак Перре и Гершон Кингсли
Одни из первых электронных музыкантов переигрывали на диковинном в ту пору муге различные популярные мелодии — и в их версии песня играет практически новыми красками: есть в ней что-то совершенно космическое, а начало и концовка напоминают скорее нынешних адептов электроники вроде Oneohtrix Point Never.
3. Луис Энрикес Бакалов
Аргентинский композитор добавляет в композицию что-то совершенно шаманское — и песня становится чем-то вроде ритуального танца; оторваться невозможно, да и незачем. Одна из немногих кавер-версий, которая, хоть и практически не отличается от оригинала, очень его меняет.
4. Jukebox Trio
Русские мастера акапельного исполнения Jukebox Trio переосмысляют Жоржи Бена в куда более подвижном, чем оригинал, ключе — в отличие от многих остальных битбоксеров, следующих ритму оригинала. Тем, в общем-то, и ценны — жаль, что в этой записи почти не слышно девушек на подпевках.
5. Coldplay
Крис Мартин со товарищи поют на фестивале в Рио только припев, да еще и в конце песни «Lost!», но и этого достаточно: чего стоит только оживление толпы, да и с песней Coldplay, не менее оптимистичной, эта композиция тоже более чем пересекается.
6. Сэйсукэ Мацуяма
Довольно милый японец скромно и очень трогательно пляшет на фоне хромакея и пытается подпевать самому себе — пусть эти midi-аранжировки не так далеко ушли от оригинала, но эта версия определенно украсит ваш день или вечер.
7. Патато Вальдес и Тотико Аранго
Рядом с самбой всегда где-то находится румба — вот и музыканты кубинского происхождения Вальдеc и Аранго превращают «Mas que Nada» в нечто не менее танцевальное, но уж очень непривычное, в первую очередь из-за столкновения двух разных и близких одновременно культур.
8. Анна Карам
Певица бразильского происхождения Анна Карам уводит песню скорее куда-то в сторону диско и этим выгодно отличается от всех прочих — кроме того, здесь слышны звуки природы; из всех танцевальных каверов именно этот лучший просто потому, что совсем не современный.
9. Диззи Гиллеспи
Конечно, джазовых и близких к оригиналу каверов на «Mas que Nada» не счесть: их примерно столько же, сколько некрасивых и зачастую довольно неприятных ремиксов. Совсем другое дело — версия Диззи Гиллеспи, в которой Северная Америка столкнулась с Южной.
10. Адриена Бартошова
Скорее бонус-трек, нежели действительно хорошее исполнение: версия словацкой певицы мало чем отличается от оригинала, но куда интереснее клип, который погружает нас в 1996 год, насколько это вообще возможно. Наслаждайтесь.