«Дельфины» «Мумий Тролля»
В очередном выпуске постоянной рубрики о биографии лучших песен в истории человечества — одна из главных песен группы Ильи Лагутенко и лучшие ее кавер-версии: от Земфиры до неизвестных поклонников с YouTube.
Точно не
известно, что происходило в Лондоне в августе 97-го — родился этот текст в студии
или же спонтанно, по дороге куда-то, но одно известно точно: Илье Лагутенко в
это время запало в душу выражение «I’ve got you under my skin», которое он
решил перевести на русский. Полученное «мне под кожу бы» легло в основу песни,
которая уже на уровне демоверсии, записанной все в той же лондонской студии,
казалась настоящим хитом. В конце Лагутенко говорит: «Может быть, слова
отредактировать, чтобы лишних не было?», но менять ничего не стал — и не
прогадали.
Демоверсия
«Дельфины» на
самом деле — песня будто бы и не с «Икры», русскоязычного «OK Computer»,
отчаявшегося и отчаянного альбома, а с полной хитов «Морской» — тем не менее этого совсем ничто не предвещало. В качестве главной песни была выбрана «Не звезда», а альбом вышел в один год с «Морской» — что потом, как признался
Лагутенко, было не самым логичным шагом. Название альбома держалось в
секрете до последнего момента, но и это не помогло — публика хотела продолжения
«Морской», а получила нечто другое. Впрочем, против альбома мнение
высказывалось обратное — что это именно что самоповторы, нечто, не дотягивающее
до успешного дебюта; происходило это, стоит напомнить, в то время, когда слова
«синдром второго альбома» еще воспринимались со всей серьезностью. Из всех
русских критиков, кажется, только Андрей Бухарин в «ОМе» отметил, что новая работа
на голову выше и профессиональнее. Разница, конечно, есть — если песни
«Морской» были собраны из того, что было придумано еще во Владивостоке, то
здесь песни были совсем новые, в них предчувствовалось приближение скорого
дефолта, мысли о собственных неурядицах (о которых Лагутенко предпочитал не
говорить с самого начала), какой-то особый смех сквозь слезы: он и
бэк-вокалистку заставлял петь как «миллионы плачущих матерей». «Дельфины» же
стала популярной вопреки всему: спустя год, невзирая на вышеописанное, на концерте в ДК Горбунова именно эту
песню хором пел весь зал.
Скорее всего, не последнюю роль в продвижении песни об общей усталости и бестолковой суете сыграл клип, снятый в классической для девяностых стилистике: группа и странные люди, с которыми что-то вроде бы и происходит, а вроде бы и нет. В «Дельфинах» словно предстают извечные герои романтического периода «Мумий Тролля» — и невеста, и гангстеры с бандитами, и юноши странного вида, и красивые девушки. Кажется, будто есть там и усмешка над самим собой: красивый жених в цилиндре не вызывает в голове ничего, кроме строчек «как денди лондонский одет», напоминая о том, что именно таким перед нами и предстал когда-то Лагутенко, придумавший для этой песни слово «неприостановленный» и остающийся таким же до сих пор.
Клип
«Дельфины»
могут быть и не самой популярной песней «Мумий Тролля», но одной из — и на
концертах преданные фанаты группы до сих пор поднимают в воздух надувных
дельфинов — с другими песнями подобный трюк уже не повторить. Эта песня начисто
лишена беспокойства, в ней присутствует какой-то фатализм: будь что будет, мне
уже не важно. Тем интереснее, что кто-то из критиков охарактеризовал ее как
убаюкивающую — и заставляющую забыть обо всем. Сам автор же как-то раз
признался, что поет эту песню дочери как колыбельную, и назвал ее
замечательной и душевной.
Однако «Дельфины» — максимально противоречивая даже для «Мумий Тролля» песня: с одной стороны, здесь говорится «не потонешь» (в свое время эта фраза была переведена на английский как «you won’t drown», убирая любые намеки на то, что утопление может быть в радость), а с другой — о том, что все мы рано или поздно сломаемся и от каждого зависит, надолго ли. Первоначально это должна была быть медленная баллада, в которой, видимо, было легко утонуть; в то время как сам Лагутенко говорит о том, что добавил песне «русского чеса», в ней все-таки видится какая-то золотая середина. Это именно та песня, благодаря которой слова о «русском Джарвисе Кокере» и аналогиях со Suede кажутся оправданными, а русскости в ней не так уж и много — так она и застряла между двумя странами, стала каким-то пограничным состоянием, тонешь — не потонешь; ни туда, ни сюда.
8 кавер-версий «Дельфинов»
1. Земфира
Кавер вошел в
концертную программу певицы в самом начале тура этого года: первоначально она
исполняла ее сама, но затем оставила себе только припевы, оставив куплеты
гитаристу Дмитрию Емельянову. Надо сказать, что песня очень подходит нынешнему
состоянию других песен певицы, в которых можно увидеть много смурного
постпанка.
2. Moremoney
Помимо
электронного звучания и запоминающихся клавишных версия московской группы, сделанная в рамках трибьюта «Афиши» «Мумий Троллю», примечательна и некой недосказанностью: Надя Грицкевич ненамеренно пропускает
здесь слово «сопки», из-за чего становится неясным, где все, собственно,
происходит. Дополняет песню клип, собранный из впечатляющих кадров наводнения в
Новороссийске.
3. «Ботаника 56»
Под странным
названием скрывается группа Ifwe, взявшая себе такой псевдоним благодаря
старому советскому учебнику, — «Дельфины» стали для тогда еще дуэта первой
записанной песней. Сама группа не очень любит вспоминать об этих первых опытах,
но звучат они достаточно интересно — как минимум здесь достаточно занятная
трактовка.
4. Ян Корзюк
Умелец из
Вологды сумел превратить песню в «чиптюн» — несмотря на то что восьмибитность
здесь все же ненастоящая, сделано довольно-таки неплохо: особенно хорошо здесь
передано настроение песни, есть здесь и расслабленность, и предчувствие чего-то
неизбежного.
5. «Дизель»
Казанская
группа выступила с этой версией в Музее социалистического быта — это, впрочем,
не так уж важно: гораздо интереснее то, как при помощи гитары и ударных песня
становится динамичнее и зажигательнее. Стоит ли оно того — тот еще вопрос, но
попытка как минимум стоит внимания.
6. Cantamen
Кавер сделан
норвежской группой, но по исполнению этого совсем не скажешь. Под гитару
«Дельфинов» исполняли многие, но никто не догадался добавить к ней еще один
инструмент — и точно не догадался бы использовать кларнет. Удивительная и
необычная трактовка: некоторые, впрочем, считают ее традиционной, принимая
духовой инструмент за бас.
7. Life Line
О хабаровской
группе практически ничего не известно: скорее всего, она распалась, дав всего
несколько концертов. Версия примечательна тем, что практически никто не пытался
спеть «Дельфинов» стандартным рок-составом: здесь, конечно, «русский чес»
преобладает над западностью, но это, кажется, ничего.
8. Александр PrettyAsia111
За странным
псевдонимом (настоящего имени автора узнать, к сожалению, не удалось)
скрывается не менее странный кавер на группу «Мумий Тролль» — и уж точно самый
чувственный. Добавить к этому по большому счету и нечего — такое просто нужно
посмотреть.