перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам

Хостел Backpacker и экологичный образ жизни

Люди

Бывший банковский служащий открыл в Москве хостел, где используют энергоэффективное оборудование, выращивают зелень и не выбрасывают шампуни. «Город» узнал, как он был придуман и сделан.

  • Год запуска 2012
  • Бюджет запуска 1 450 000 р.
  • Команда 7 человек
Павел Малышев, сооснователь Backpacker Ecohostel

Павел Малышев, сооснователь Backpacker Ecohostel

Фотография: Наталия Гафина

Как все начиналось

Четыре года я работал в Банке России, потом перешел на Московскую биржу, но однажды понял, что офисная работа мне в тягость, и сейчас мое основное место работы — Финансовый университет, который я окончил. В последние годы я много путешествовал и стал замечать, что хостелы — это не только бюджетный ночлег, но и места с хорошей атмосферой, где собираются интересные люди. К слову, именно в хостеле я познакомился со своей женой.

Мой партнер Андрей Жвирблис шел с другой стороны. Чуть больше года назад мы встретились на самоварной вечеринке в «Эколофте» — коммуне, где он жил. Андрей тоже думал о хостеле, но хотел наполнить его смыслом — сделать его экологичным. К тому времени я уже нашел помещение, но концепции у меня не было. Мне, безусловно, нужен был партнер, и мы решили действовать вместе.

Мое образование помогло мне разобраться в большей части организационных вопросов без всяких фирм-посредников. Бухгалтерию (так называемую «упрощенку») я веду самостоятельно, это не так сложно, как может показаться. Я зарегистрировался как ИП в начале 2012 года, а потом полгода — с января по август — активно искал помещение. Изначально я хотел открыть хостел в квартире жилого дома, но знающие люди отговорили меня: высок риск, что не повезет с соседями, а это чревато постоянными конфликтами с вызовом полиции. Поэтому выбирал из нежилых помещений. Конечный вариант я нашел совершенно случайно — и сразу понял, что это именно то, что я искал. Наш хостел достаточно большой (по московским меркам): общая площадь — 265 квадратных метров, всего — 48 мест. У нас 8 комнат, из них 6 дормиториев и 2 приватных двухместных номера. Все удобства — на этаже.

Здание нам досталось в неплохом состоянии, раньше здесь было учебное заведение. Ремонт занял полтора месяца и был в основном косметическим — стены, потолки и пол. К счастью, перепланировок и не потребовалось, иначе пришлось бы долго это согласовывать, ведь по документам наш флигель — памятник архитектуры.

За год работы через нас прошло около 3,5 тысяч человек. При такой проходимости все изнашивается очень быстро. Поэтому чем проще и практичнее интерьеры, тем лучше. Хотя проще не значит дешевле.

Фотография: Наталия Гафина

Как все работает

В хостеле я отвечаю за хозяйственную и экономическую часть, а Андрей — за концепцию и продвижение. Экологичность нашего хостела — не просто маркетинговая фишка. Например, у нас действует раздельный сбор мусора. Этим, конечно, на Западе никого не удивишь, но в Москве это еще редкость. Все, что подвергается вторичной переработке, мы сортируем, несмотря на то что это повышает наши издержки. У нас есть договор с компанией, которая вывозит и утилизирует раздельно собранный мусор.

Мы используем энергосберегающие лампы, вся наша техника также имеет высокий класс энергоэффективности и водосбережения. Стоит она дороже, чем обычная, но в долгосрочной перспективе это себя оправдывает. Еще мы развиваем reuse, вторичное потребление. Например, у нас в ванной есть специальная полка: допустим, гость использовал шампунь на четверть, потом уехал и оставил его, а другой человек продолжит им пользоваться, не покупая дополнительный пластиковый флакон и не загрязняя этим окружающую среду. Месяц назад мы открыли фримаркет — это вешалка с одеждой, где каждый может оставлять свои ненужные вещи и взять другие бесплатно.

Еще мы очень зеленый хостел: на каждом окне у нас цветы, летом во дворе был собственный огород: нам повезло, у нас есть собственная территория. В планах — создание автономного, круглогодичного огорода. У нас на лестнице есть площадка, где можно установить искусственное освещение и выращивать зелень, салат и, возможно, даже огурцы.

Всего в хостеле, не считая меня и Андрея, сейчас работает 7 человек. Это администраторы, в обязанности которых входит работа с гостями, оформление бронирований, поддержание чистоты и порядка. Постельное белье мы сдаем в прачечную, а полотенца стираем и гладим сами — они тяжелые, поэтому в прачечную их сдавать невыгодно. Каждый день в дневное время, когда в хостеле почти нет гостей, приходит уборщица. 

Фотография: Наталия Гафина

О гостях

Люди, которые заботятся об экологии и специально выбирают экологичные места, конечно, есть, но их мало — в основном все просто ищут хороший хостел. По разным оценкам, число хостелов в Москве приближается к 200. Я был в некоторых из них, иногда это совершенно убогие места, куда лично мне было бы стыдно пригласить своих друзей.

Наша целевая аудитория зафиксирована в нашем названии, это бэкпэкеры — молодые туристы, главным образом иностранцы, в России таких почти нет. Они путешествуют по всему миру налегке, им интересно видеть новые места и заводить знакомства, а хостел этому способствует. В хостелах главная особенность — это наличие общих помещений (как правило, кухня и зал), где люди могут общаться. Летом у нас много иностранцев, а в несезон больше гостей из России, ведь Москва — не очень туристический город, сюда чаще приезжают по делам или живут в хостеле некоторое время, пока не найдут собственное жилье.

За год у нас побывали путешественники более чем из 70 стран мира — в том числе из Непала, Уругвая, Перу, ЮАР, Новой Зеландии. Но все-таки самым поразительным нашим гостем была на первый взгляд самая обычная женщина из США. Она работала врачом в гуманитарных миссиях по всему миру, а выйдя на пенсию, решила объехать места, в которых еще не успела побывать. Она жила у нас в 10-местной комнате на верхнем ярусе, целыми днями ходила по городу, активно со всеми общалась. И я был поражен, когда узнал, что ей 79 лет.

Поддержание приятной атмосферы — наша главная задача, поэтому мы не гонимся за стопроцентной наполняемостью любой ценой. Заполнить хостел легко: достаточно пойти на Казанский вокзал с пачкой листовок. Мы сознательно жертвуем более высокой прибылью, но привлекаем только тех гостей, которых хотим видеть.

То же самое и с системами бронирования: числиться во всех списках —неправильная стратегия. Нужно продвигать себя там, откуда приходит целевой клиент. Мы основное внимание уделяем международным системам бронирования хостелов — Hostelbookers и Hostelworld, примерно 50–80% гостей приходит оттуда. В меньшей степени — Booking.com: по нашему опыту, с этого сайта больше приходит гостей из России, чем из-за рубежа (эта система специализируется на отелях, и у людей порой бывают завышенные ожидания, хотя на нашей странице есть вся информация об условиях размещения). Конечно же, у нас есть и собственный сайт.

Фотография: Наталия Гафина

О деньгах и планах на будущее

В плане ценовой политики мы находимся в жестких рамках, потому что есть верхний предел — цена номера в двух- и трехзвездочных гостиницах. Правда, их пока в Москве немного. Конечно, мы ориентируемся и на цены конкурентов, а в несезон устраиваем специальные предложения и акции. Мы рассчитываем, что наш хостел должен окупиться не раньше следующего лета, то есть через два года после открытия. Сейчас мы каждый месяц закрываем в плюсе.

Многие думают, что открытие хостела — это такая «золотая жила», возможность быстро заработать состояние. Но я общаюсь с коллегами, в том числе из Московской лиги хостелов, — это обычные люди, не миллионеры, которые точно так же управляют бизнесом самостоятельно, много работают своими руками. Деньги здесь не самое главное, это lifestyle-бизнес, возможность видеть людей, которые тебе интересны. 

5 правил команды Backpacker Ecohostel

01

Мы сортируем и сами отдаем на переработку весь мусор, несмотря на то что это повышает наши издержки

02

Мы используем только энергосберегающие лампы и оборудование высокого класса энергоэффективности и водосбережения

03

Мы не выбрасываем шампуни, мыло и другие полезные вещи, оставленные постояльцами — они пригодятся новым гостям

04

Каждую неделю один из владельцев работает одну смену администратором — чтобы видеть процесс изнутри

05

Мы не гонимся за наполнением и продвигаем хостел только там, где предложение увидят целевые клиенты: на сервисах типа Hostelbookers и Hostelworld, но не на Казанском вокзале

  • Адрес Старосадский пер., 5/8, стр. 3, м. Китай-город
  • Телефон 8 916 535 57 27
  • Часы работы круглосуточно
  • Сайт backpacker-hostel.ru
Ошибка в тексте
Отправить