перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам

Компания «Мастер Карло» и птичьи скворечники

Люди
Фотография: Людмила Цивилева

Еще одна вдохновляющая история о том, как бросить офис и начать делать что-то своими руками, — мастерская «Мастер Карло» строит птичьи домики, а заодно поднимает с колен русскую деревню. «Город» узнал у бывших рекламщиков, как вышло, что их новыми клиентами стали скворцы, малиновки, стрижи и удоды.

  • Дата запуска 2014
  • Бюджет 1 000 000 р.
  • Команда 6 человек
Создатели Алексей Лапшин и Наталья Крикунова

Создатели Алексей Лапшин и Наталья Крикунова

Фотография: Людмила Цивилева

Алексей Лапшин: «В далеком 2007 году я занимался умной рекламой, изучал, как правильно считать клики. Нашей компании сдавал помещение человек, который однажды принес скворечник, сделанный им для дачи. По образованию я лесной инженер, так что скворечник меня очень заинтересовал — я тут же сделал ресерч и выяснил, что ниша никем не занята. Тогда мы с другом в гараже напилили досок и сколотили 50 первых скворечников, предварительно разузнав в интернете размеры, пропорции, материалы. Потом дали рекламу на Avito — и наши скворечники тут же раскупили. 

Дальше был первый интернет-магазин и небольшое производство во Внуково — делали мы уже не только скворечники, но и домики для собак, колодцы, теремки для детей. Потом это дело пришлось оставить, но тема запала мне в душу».

Наталья Крикунова: «Я тоже раньше работала в рекламе, но помогала одному приюту для собак. Однажды мне понадобилось найти 110 будок для зимовки. Леша предложил сделать нам будки по себестоимости. Так мы познакомились — и вот придумали проект «Мастер Карло». Нам было важно, чтобы он приносил не только деньги, но и пользу. Решили сфокусироваться только на скворечниках и птицах, чтобы не распыляться. Москва и область активно застраиваются, зеленые территории стремительно сокращаются, то есть птицы теряют дома и мигрируют подальше от города. С каждым годом их становится все меньше. Подарив кому-то такую вещь, делаешь одновременно массу полезного: для города, для птицы, у которой появится дом, для людей в деревне и для человека, который получает давно забытую вещь».

Почему производство находится в деревне

Лапшин: «Я часто навещаю бабушку в деревне, где провел детство. Вижу, какая там разруха. И вот подумал, что производство нужно организовать именно в деревне, дав людям достойный заработок — ведь больше 5–10 тысяч рублей никто там не получает.

Деревня называется Богородицкое, в 300 км от Москвы. Небольшой цех мы разместили в домике моих родственников — там умещаются три столяра и фасовщица. Они рады работать в родной деревне — всем нужно вовремя покормить скот, полить огород. В среднем наши работники получают от 20000 р. в месяц, что, конечно, несравнимо с местными зарплатами».

Зачем нужны скворечники

Лапшин: «Есть птицы, которые вьют гнезда, а есть те, которые селятся только в дуплах. Многие московские птицы — синицы, скворцы, мухоловки, воробьи, малиновки, стрижи, удоды, гаички, лазаревки — живут в дуплянках. И этих дупел для всех не хватает!  Поэтому искусственные гнездовья важны не меньше, чем естественные. С апреля по сентябрь птицы делают по 2–3 выводка, причем одна и та же пара в одном и том же скворечнике потомство никогда не выводит. Зимой домик нужен еще и для того, чтобы птицы могли согреться.

Сезон начинается с весны, когда птицы возвращаются с юга. Мы делаем 30–50 скворечников в день, но при больших заказах можем и больше. Форма скворечника зависит от того, кто в нем будет селиться. У нас есть экспериментальный образец для летучей мыши, например. Летучая мышь должна залетать снизу. Она спит днем, поэтому домик должен быть темным — все стенки закрыты, а снизу пролет. Кроме скворечников у нас есть трясогузочники и стрижатники. Другие модели — на стадии проектирования».

Из чего состоит скворечник

Лапшин: «Мы неоднократно обращались за помощью к Союзу орнитологов, потому что сделать скворечник — целая наука. Домик обязательно должен быть деревянным, с шершавыми поверхностями, чтобы птицы могли цепляться. Вешать его нужно обязательно с наклоном вперед — примерно на 10 градусов, потому что птенцам нужно как-то выкарабкиваться, и если он будет наклонен назад, то они не выберутся и погибнут. Домик нужно вешать на высоте от 5 до 8 метров. Если скворечник не 12 см по дну, а например 20 см, птица, может, и поселится там, но обогреть пространство не сможет — и выводок умрет. Если сделать дно меньше 12 см, то родятся слишком маленькие птенцы, которые обречены на смерть. Крышка должна сниматься, чтобы скворечник можно было почистить. Красить в яркие цвета нельзя, чтобы не привлекать хищников. Птицы тоже любят естественные цвета, потертости, стиль херитейдж. 

В наборе скворечника-конструктора есть чертеж, инструкция по сборке, детали: 4 стенки, дно, крыша, втулка для крыши и жердочка. Орнитологи спорят, нужна ли жердочка, так как она привлекает хищников. Решайте сами — будете ее использовать или нет. Еще в наборе гвоздики, саморезы, шест и крючки, чтобы повесить скворечник за проволоку, обернутую вокруг ствола, а не прибивать его к дереву. По инструкции можно собрать все за полчаса».

Как устроено производство

Лапшин: «Сначала мы использовали живую необработанную древесину, но она очень влажная и трескается. Теперь используем мебельный щит из сосны и елки, такое дерево уже просушено, его не ведет и не коробит. Профессиональный плотник делает скворечник примерно за полчаса. У нас работают плотники-столяры, но даже им пришлось наловчиться. Я сам езжу на производство постоянно, там нужен контроль, хоть и работает всего три сотрудника. Однажды нам заказали партию скворечников, у которых нужно было выкрасить только одну деталь. Мои работники случайно покрасили другую, заказчик отказался, и мы потеряли деньги».

Крикунова: «То, что наше производство находится в далекой деревне, позволяет нам очень сильно экономить расходы. За счет этого мы можем ставить адекватную цену на продукт. Чтобы запустить процесс, нам понадобился 1 миллион рублей, включая 250 000 на профессиональное оборудование — циркулярные, дисковые, торцовочные пилы, лобзики, шуруповерты и другие инструменты. Также в эти деньги входят зарплаты на три ближайших месяца, материалы, логистика и аренда склада в Москве.

Наш подарочный скворечник-конструктор стоит от 900 рублей, без упаковки — от 650 рублей. Себестоимость скворечника — это четверть цены, но и дерево — недешевый материал, а еще работа, электроэнергия. Именно поэтому скворечник не может стоит 100 или 300 рублей. Вообще, для тех, кто покупает много, мы понижаем цены, а благотворительным организациям часто просто дарим».


Кому нужны скворечники

Крикунова: «Покупают наши изделия люди возраста после 25 лет. До 1990-х годов все поколения делали на уроках труда скворечник. Для них это ностальгия. Однажды у нас дизайнер интерьеров купила три скворечника для своего богатого клиента. Не зная, что подарить, она решила расписать их под хохлому — ему понравилось.

В большом количестве покупают скворечники парки, общественные организации, благотворители, школы и детские сады. Часто берут их для тимбилдингов — кто сколотит быстрее или повесит выше. 

А в смысле птиц больше всего скворечников покупают, ясное дело, для скворцов. Все их очень любят, они талантливые пародисты звуков». 

Планы на будущее

Крикунова: «Сейчас мы занимаемся брендингом, понимая, что товар продает упаковка. Пришлось разработать специальную коробку. Очень долго не могли найти дизайнера, который предложил бы интересный вариант, но потом нам повезло — мы узнали о девочке, только вернувшейся со стажировки из Лондона, — и она как-то сразу придумала очень классную упаковку. 

До нового года мы планируем отбить вложенный миллион, иначе бизнес будет нерентабельным. Сейчас мы больше нигде не работаем, живем на сбережения. У нас в планах продавать минимум 10 000 скворечников в год, для Москвы это ничто. А если мыслить масштабами страны! Заказы уже приходят из Самары, Владивостока и других городов, и мы очень хотим наладить логистику по всей стране и даже за ее пределами.

Задача на будущее — расширить производство. У нас уже есть на примете цех, который можно выкупить и нанять туда еще работников».

Правила

01

Мы берем на работу только местных жителей.

02

Все наши скворечники спроектированы и согласованы с Союзом охраны птиц России.

03

Мы используем только натуральную древесину, заранее подготовленную, просушенную и обработанную.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Подпишитесь на Daily
Каждую неделю мы высылаем «Пророка по выходным»:
главные кинопремьеры, выставки и концерты. Коротко, весело и по делу.
Ошибка в тексте
Отправить