перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам «Фотоателье-аттракцион»

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — фотоателье в Нескучном саду, в котором делают групповые портреты в духе начала ХХ века, причем нарядиться при желании можно в костюм креветки, осьминога и даже личинки.

архив

Федор Маркушевич

сооснователь «Фотоателье-аттракцион»

 

 

 

Наташа Обухова

сооснователь «Фотоателье-аттракцион»

 

Как все начиналось

Федор: «Я фотограф, Наташа — стилист в журнале AD. Так вышло, что нам обоим нравились ретро-фотографии, групповые, семейные снимки, где участвуют смешные декорации или наивные костюмы, — например, в плоском параплане сидят три старушки в шляпах. И снято это в 1900 году. Так что каждый из нас параллельно что-то подобное в своей голове придумывал: я, например, три года назад делал проект в духе того, чем мы занимаемся сейчас, — с декорациями, элементами абсурда — серию фотографий-открыток «Панк-романс». Нам было очевидно, что тема семейных портретов в городе практически утрачена, а востребованность есть, и начали думать, где бы можно было открыть свое фотоателье. Решили, что было бы круто в самом интересном месте Москвы — парке Горького.

Надо было все хорошо придумать, и мы полгода посвятили тому, что мастерили большую презентацию, где пытались сформулировать свою идею — фотоателье, где делают семейные портреты с неким абсурдом. Наполняли референсами, эскизами, идеями, потом я показал ее Мише Ганнушкину, арт-директору парка, который сказал: «Крутая идея! Давай покажу коллегам» — и презентация оказалась в администрации. Нам долго не отвечали, несколько раз отказали, но мы были уверены, что нас просто не поняли и парк — именно то место, где это нужно. Мы думали, что наше предложение очень содержательно — мы же не предлагаем открыть ресторан. В какой-то момент Катя Кибовская, которая была креативным директором, поняла, что это может быть интересно и сказала, что есть великолепное место — домик графа Орлова в Нескучном саду, но что она нам ничего не обещает. Сказала: «Подумайте, что бы вы могли тут сделать и через два дня пришлите мне».

Наташа: «Двое суток мы не спали, я не полетела в Берлин с подружками — делали новую презентацию. Мы объясняли, что будет происходить в каждой комнате, какие сюжеты мы можем сделать, прикладывали эскизы, в общем, сделали максимально душевную и обаятельную презентацию, привезли распечатки в 5 утра, а вечером того же дня Катя перезвонила и сказала: «Ребята, ну теперь не подведите». Так нам достался целый особняк».

 

Как готовились к открытию

Наташа: «У нас было три недели на то, чтобы все подготовить. Нам очень помогли друзья и знакомые: фоны писали (Федя категорически запретил использовать напечатанные) замечательные художники — Лиза Невинная, Леша Лукашин — иконописец очень высокого уровня, Лена Крыжова. Декорации из фанеры делала мастерская Николая Титова, дизайн и фирменный стиль — Саша и Ира из группы Sozdano. Заплатили мы, конечно, всем, но по-разному. А помогать мыть особняк пришли незнакомые люди, волонтеры, что было совсем чудом.

Какими будут костюмы, придумывали мы с Федей. С самого начала было понятно, что у нас будут две темы: одна классическая, консервативная, 1900-е годы — это сюжеты «Прогулка по Москве-реке», «Чеховский романтизм» и «Дирижабль», другая — более авангардная и абсурдная — «Подводный мир» и «Мир насекомых». Костюмы для двух последних нам шила Света Тегина — известный дизайнер, которая дружит с Федей и чудом согласилась — она вообще-то людей для красных дорожек наряжает. Она выложилась на полную катушку, и мы остались в диком восторге. Мне, например, больше всех нравится детский костюм опарыша — абсолютно гениальный — и осьминог. А хит — это, конечно, креветка. Нечто подобное мы действительно видели на ретро-фотографиях — костюмы грибов и насекомых, что в 1900 году выглядело особенно смешно: благородные дворянские лица в сумасшедших костюмах. Классические костюмы нам делало ателье Success. Все они сзади на веревочках, так что можно надевать прямо на свою одежду».

Федор: «Деньги взаймы, на которые мы все и сделали, нам дали друзья. Долги мы планируем отдать в ближайшее время, хотя пока в ноль не вышли — работаем всего полтора месяца. По условиям договора не могу сказать, сколько мы платим за аренду, но это небольшая сумма».

  

Как налаживали работу

Федор: «Открылись мы 28 июня. За первые две недели мы доделали сайт и страницы в соцсетях. Сначала снимали друзей, и были дни, когда вообще никто не приходил, потом друзей друзей, потом уже всех. Мы не ожидали этого, но ходить к нам начали не столько семьи, сколько компании друзей — девичники, дни рождения, мальчишники, 15–20 человек, и нам надо было что-то с этим делать. Мы к этому были не готовы: приходит толпа людей, все веселые, хотят развлекаться, все пятнадцать пытаются попасть в кадр — а нас тут 2–3 человека. Мы пытались сначала снимать всех сразу, но, проанализировав снимки, поняли, что теряем антураж, красоту костюмов и сюжетную линию. Так что мы взяли за правило снимать сначала семь, а потом и пять человек в кадре. В итоге съемки человек получает портрет в рамке и снимки на почту.

Еще стало понятно, что каждый день я не могу снимать, поэтому сейчас у нас есть замечательные единомышленники — наши фотографы, каждый из которых работает день-два в неделю. Они работают за деньги, но не ради денег — им самим интересно в этом участвовать, а мы не можем пока много платить. В день у нас работают три человека — фотограф, костюмер и ретушер. Я бываю тут постоянно, потому что часто надо разруливать поступающие нестандартные предложения: хотят отпраздновать в домике день рождения, провести свадьбу и корпоратив — в таких случаях мы предлагаем просто приходить к нам и фотографироваться по обычным правилам. На одну съемку уходит около часа, в будни, как правило, бывают три съемки (одна — 1300 р.), в выходные — от пяти до десяти (1700 р.)».

Наташа: «Мы, конечно, ввязались в эту историю довольно бездумно: например, договор с парком у нас только на три месяца. У нас довольно успешная динамика, но 1 октября договор заканчивается, и что будет дальше, мы не понимаем. Мы, конечно, очень надеемся остаться здесь, но, если не удастся договориться о пролонгации договора или о другом месте в парке, мы будем искать помещение в городе. Хотя это, конечно, подходит нам идеально: хотя бы потому, что традиция переодеваний и увеселений всегда была в Нескучном саду — он потому так и называется».

Федор: «Все-таки «аттракцион» — очень точное слово. Оно передает ту театрально-цирковую атмосферу, которая у нас здесь появилась: люди надевают костюмы и как бы выходят на сцену. Им весело, они видят друг друга в необычных образах и начинают импровизировать в кадре».

 

Планы на будущее

Федор: «Чтобы эта история была живой и творческой, надо постоянно делать какой-то апгрейд. Например, сейчас мы готовим новый сюжет — «Цирк»; готовим мужской сюжет с оружием и доспехами — антиквар Андрей Фаенсон дал нам в безвозмездное пользование часть своей коллекции театрального реквизита и мебели. Еще мы мечтаем о гастролях — представляем, как мы с нашими фонами приезжает в российскую глубинку, раскидываем палатку и снимаем местных бабушек в костюмах, например, омаров. Мы делали пока только одну выездную съемку — на корпоратив с замечательным стилистом Галей Смирнской, где мы перетянули всех гостей к себе: вы бы видели, как бизнес-люди в костюмах побежали переодеваться в креветок и осьминогов.

Еще мы будем продолжать наш проект с «Большим городом», когда мы снимаем патронов разных фондов с их подопечными детьми. Был, например, Тимур Бекмамбетов в роли осьминога, еще согласие дали Хабенский, Гоша Куценко, Бероев с Алферовой».

 

Как открыть фотоателье с портретами в смешных костюмах:

1. Снять помещение

В идеале — сильно понравиться парку Горького и получить в аренду особняк XVIII века (и платить символическую сумму).

2. Привести его в порядок

Оплатить труд нескольких рабочих, которые уберутся, закрасят советские обои и двери, а также купить валики, кисти, полиэтилен и т.д. — больше 100000 р.

3. Обзавестись реквизитом

Сшить три десятка костюмов, сделать декорации, оплатить работу художников (с учетом того, что все — ваши друзья или знакомые) — около 700000 р.

4. Сделать фирменный стиль, сайт, напечатать визитки

Все — 300000 р.

5. Нанять сотрудников

Для начала трех — ретушера, костюмера и фотографа — и платить от 1000 р. в день.

 

 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.

Подпишитесь на Daily
Каждую неделю мы высылаем «Пророка по выходным»:
главные кинопремьеры, выставки и концерты. Коротко, весело и по делу.