перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам Estrorama

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — студия Estrorama, на счету которой каток на «Флаконе», модель идеального парка, нетривиальные гипсовые головы и другие интересные работы.

архив

Андрей Будько

основатель студии Estrorama

 

Как все начиналось

«По образованию я инженер, но по специальности до последнего времени не работал: занимался графическим дизайном, брендингом и pr, работал в концертном агентстве, а когда переехал из Волгограда в Москву — брендингом с зарубежными обойными фабриками. Три с половиной года назад я задумался над тем, что все, чем я занимаюсь, невещественно, и, поняв, что предметного дизайна как такового в России нет, ни с того ни с сего решил стать предметным дизайнером. С самого начала я хотел делать тиражные вещи, мне казалось важным сразу отделить искусство от дизайна — это должен быть продукт, а не самовыражение. Сначала я придумал бренд: название Estrorama — ничего не значащее слово, в котором, тем не менее, можно найти какие-то латинские корни. Я очень хотел начать с кресла, но бюджета было ноль рублей и, не помню как, понял, что для начала надо ехать шить пуфы в Марокко. Эти пуфы — переосмысление существующей марокканской традиции: убрана лишняя вышивка, подобраны другие цвета, выкройки более аккуратные (марокканцы, например, вообще не пользуются циркулем, все на глаз).

Я насобирал в ЖЖ предзаказ на двадцать пуфов, посчитал, что один будет стоить 200 евро, сделал первым покупателям скидку 50 процентов и поехал в Марокко, не представляя даже, как там все это делать. Первые недели я шел по какому-то ложному пути. Искать нужных людей, например, начал через торговцев на рынке, которые, как только могут, скрывают все пути: спрашиваешь, кто шьет из кожи, они отвечают, что это далеко в горах, а в итоге находишь человека на той же улице. Слова «пунктуальность» у марокканцев нет даже в языке: можешь день созваниваться с человеком, он будет отвечать «да-да, сейчас буду», а на самом деле отдыхать где-то под пальмами. Всего я ездил в Марокко пять раз, каждый раз поездка занимала около двух недель и состояла из двух частей: первой, когда ты ищешь кожу, краску, покупаешь все это, кроишь, не спишь ночами, и второй — когда ты ждешь, пока все сошьют и можешь отдыхать, как турист. Всего я привез больше двухсот таких пуфов, около двадцати еще осталось.

Все это я считаю историей обучения: я понял, что Estrorama не должна ассоциироваться только с пуфами, и к тому же, когда я только начинал, ничего подобного в Москве не было, а потом эти пуфы стали делать и другие. Можно сказать, что деньги от продажи пуфов и были стартовым капиталом».

 

Гипсовые головы

«Успехи пуфов вскружили голову, и я решил, что пора открывать мастерскую и шоу-рум — на «Флаконе», жизнь на котором тогда, в 2010 году, только зарождалась. Там я снял гараж площадью 60 квадратных метров в убитом состоянии и начал делать ремонт: научился класть кирпичи, заливать фундамент, ставить стеклоблоки — вбухал в это много сил и денег. Сейчас я понимаю, что открывать магазин было еще рано: мастерская с шоу-румом не уживались, аренда и постоянный ремонт сжирали много денег — уже через полтора года пришлось оттуда уехать.

Там я придумал делать гипсовые головы. Я решил взять какую-нибудь историю, которую не люблю, и переработать ее в ту, которая бы мне нравилась: вспомнил, что ничего не понимаю в жирных гипсовых лепнинах, которые уместны в Эрмитаже, но в квартирах смотрятся странно, и в этих кабанах и оленях, которые висят у некоторых на стенах. Тогда я придумал выпускать головы сюрных моржа, лошади и медведя, которых уж точно не ожидаешь увидеть на стене, — с бабочками, из благородного гипса, который больше не похож на небесный жир. Я нашел через знакомых молодого талантливого скульптора Егора Тишина, с которым мы долго работали и экспериментировали, прежде чем выпустить головы в тираж. Запустить одну голову в тираж стоит порядка 100000 рублей. Этапы такие: эскизы, бумажные макеты, пластилиновые объемы, черновые формы, первая твердая модель, потом — силиконовая форма, литье в форму, сушка, покрытие эмалью и упаковка. Сначала каждый тираж был событием, и мы могли лить головы один месяц, а потом два ничего не делать — сейчас есть налаженное производство, работа идет постоянно. Стоит одна голова 15000 р., на данный момент мы продали почти сто голов».

 

Парк и опыт работы с чиновниками

«Я подумал, что нам пора начать делать красоту вокруг себя: тогда мы вместе с дизайнером Серго Евсеевым сделали прототип лавочки, составленной как бы из нескольких классических стульев, сдвинутых вместе: с наклонной спинкой, массивной сидушкой. Потом, после того как нас пригласили участвовать в фестивале Design Act в парке Горького, появился целый парк Estrorama: пять разноцветных лавочек, урны — обрезанные бочки из-под нефтепродуктов, пинг-понговый стол посередине, деревья и полубеседка с вайфаем. Все это мы сделали к выставке недели за две и вложили в создание одного такого парка порядка 300000 рублей.

Несмотря на то, что лавочки наши всем понравились, никто их покупать или устанавливать у себя не хотел — пока мы не сделали каток «Герда-парк» на «Флаконе» зимой 2012 года, который был довольно популярен. После катка нас начали приглашать в администрацию города, нашей парковой историей снова заинтересовались — мы, правда, во всем этом разочаровались, потому что из-за миллиона утверждений и прочей бюрократической волокиты ничего дельного из этого так и не вышло. В КЦ ЗИЛ, например, нам говорили, что все отлично, давайте поставим парк у нас, только распишите подробно, сколько все это будет стоить, какие материалы нужны и т.д. А когда мы попросили элементарно помещение для волонтеров, где бы мы могли все спроектировать, нам ничем помочь не смогли. Город заявляет, что готов отдать все в руки молодых и активных, но на деле все происходит так, что французы выходят печь блины, и их сразу зовут в парк «Эрмитаж», а местным никакой поддержки не оказывают. Интересно, что тогда же наш парк без всяких согласований забрали на выставку в Польшу, где и возили его по разным городам с июля по октябрь и даже оплатили транспортировку. Всего на данный момент мы продали около десяти лавочек, однотонная стоит 35000 р. разноцветная — 40000 р.

 

Как все устроено сейчас

«Прошлой зимой мы много работали с Fab Lab — лабораторией цифрового прототипирования: делали для них выставочный павильон, часть оформления для новогодней ярмарки в галерее «Москва», упряжку из рождественских оленей около главного корпуса МИСиС и т.д. Сейчас в нашей студии три человека (я, дизайнер-керамист Таня Клименко и ювелир Ольга Перова), мы снимаем помещение на Большой Дмитровке, в одной комнате у нас налажено производство гипсовых голов, которые мы продаем, кроме России, еще в Киеве и Варшаве. Сейчас мы существуем именно на деньги от продажи голов, этого хватает на функционирование. Одновременно работаем над новой коллекцией «Сны кочевников». Она состоит из двух частей: ювелирные украшения (подвески, двойные кольца, браслеты и мужское украшение под воротничок вместо бабочки) из фарфора и серебра, которые будут готовы уже этой весной, и целая коллекция мебели — стол, кресло и люстра. Все это по духу и настроению будет гораздо холоднее того, что мы делали до этого. Историю с лавочками планируем снова запускать летом — но что именно это будет, пока сказать не можем».

 

Как открыть дизайнерскую студию, а потом превратить ее в фабрику по производству гипсовых голов:

1. Зарегистрировать ООО

Самостоятельно — 10000 р.

2. Сшить 200 пуфов в Марокко 

Один — около 100 евро, плюс расходы на билеты, доставку и т.д.

3. Сделать сайт

Самостоятельно — бесплатно

4. Снять мастерскую

Около 60 кв. м за 60000 р. в месяц на «Флаконе». Сделать ремонт (без какого-либо опыта), купить оборудование и т.д. — около миллиона рублей

5. Закрыть ООО, а через некоторое время открыть заново

15000 р. и 10000 р.

6. Снять склад и мастерскую, купить инструменты и материалы

Площадью 30 кв. м за 30000 р. в месяц на Большой Дмитровке. Оборудовать литьевую мастерскую — 30000 р. 

 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Подпишитесь на Daily
Каждую неделю мы высылаем «Пророка по выходным»:
главные кинопремьеры, выставки и концерты. Коротко, весело и по делу.
Ошибка в тексте
Отправить