перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам Мастерская штампов и линогравюры Slowcut

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — мастерская Slowcut, в которой две девушки делают линогравюрные постеры и деревянные штампы ручной работы.

архив

Мария Шишова

Сооснователь мастерской и творческого объединения Slowcut

 

Полина Царева

Сооснователь мастерской и творческого объединения Slowcut

 

Как все начиналось

Мария: «Я иллюстратор, сейчас работаю в Wonderzine, периодически рисую для Playboy, до этого в основном занималась фрилансом. Мы с Полиной вместе учились в Строгановке, я — на кафедре искусства графики, где и познакомилась с линогравюрой и разными техниками печати. Честно говоря, сначала меня бесила линогравюра, мне казалось, что это какой-то анахронизм, который сейчас нежизнеспособен, к тому же у преподавателя было очень странное видение. Потом я начала понимать, что линогравюра — это не только пейзажи Петербурга, церкви, Фаворский и Остроумова-Лебедева (хотя, как я теперь понимаю, они тоже классные)».

Полина: «Я училась на факультете проектирования интерьеров, у нас ничего такого не было, Маша мне показала все эти штуки, и меня это очень заинтересовало. В какой-то момент я даже стала делать иллюстрации для журнала «Компания» в технике линогравюры. В те сроки, в которые обычно делается иллюстрация (дня два), это было сложно, причем станка у меня тогда не было — все делалось ложкой.

В итоге станок я сделала со своим папой. Самая дорогая деталь — гидравлический домкрат, который используется для автомобилей, а все остальное нашли по дешевке. В идеале нужен дуб, но вместо него мы совместили брусок сосны с листом металла. Не сразу все получилось, первый станок не выдержал давления и треснул. В целом корпели над этим дней пять. В принципе, в художественном магазине «Черная речка» есть какие-то итальянские станки, но у них маленький формат, и выглядят так, что, по-моему, ничуть не лучше ложки. Можно еще найти в мастерских старых художников, которые спились и распродают последнее. Помещение мы никакое не снимаем — работаем у меня дома».

 

Как делается линогравюра

Полина: «На специальном линолеуме штихелями — такими металлическими стамесочками — вырезается картинка, накатывается специальная краска (можно и масло), кладется лист бумаги поверх и опускается пресс — я поначалу использовала ложку: давишь круговыми движениями и картинка переносится на бумагу. При этом ты не знаешь, как там отпечаталось, нужно сделать не один оттиск. А если несколько цветов, то еще сложнее.

Сначала линолеум брали у Маши в институте, теперь покупаем в магазине: промышленный гомогенный, который используется в общественных помещениях. Главное — он не должен быть многослойным, должен быть максимально жестким, без включений и пузырьков, даже ближе к дереву. Иначе вырежешь что-нибудь лишнее. Художественный линолеум очень дорогой, кусочек 10 на 15 сантиметров стоит 200 р. Штихели бывают разных размеров, в художественных магазинах продаются плохонькие и неудобные. А вот швейцарские и русские «Татьянка» хорошие. В институте вообще покупали штихели на Измайловском вернисаже у всяких дедушек — они сами их делают и затачивают. Линогравюра хороша тем, что она очень бюджетна — можно делать практически все из подручных средств.

 

Как начали продавать

Мария: «Впервые мы продавали свои линогравюрные постеры на маркете на «Флаконе» прошлой зимой — нас позвали друзья, владеющие мастерской Livingroom. Там мы придумали историю с печатью обоев и наделали примитивных штампиков: из пробок из-под шампанского, дверных ручек, с вырезанными из линолеума сердечками и звездочками. Тогда же мы провели первый воркшоп. После этого мы посмотрели на штампики и подумали, что можно вырезать что-то чуть более сложное. Взяли несколько брусочков, по-разному их покрасили, отшлифовали, покрыли лаком, приклеили сами штампы на них. Главное — придумать картинку. Мы решили, что самым оптимальным вариантом будут зверята — это нравится детишкам, да и нам самим. Для наших штампов подходят обычные штемпельные подушечки, которые продаются в канцелярских магазинах.

Конечно, штампы не очень функциональны, это просто симпатичные штучки, которыми можно запечатывать подарочную бумагу, например. Можно наносить изображения на что угодно. Когда мы общались с людьми из магазинов и предлагали взять им штампы на реализацию, они все говорили, что это неоднозначный товар — симпатичный, но не самый нужный. Еще мы делаем постеры — в фотошопе.

Всего для продажи мы сделали 50–60 штампиков, купили у нас где-то половину. Линогравюрные постеры сложно посчитать, потому что их можно допечатывать бесконечно. Наши друзья говорят, что мы продаем дешево, некоторые покупатели — что дорого. На маркетах мы обычно продавали штампики за 450 р., но теперь заморочились упаковкой и тем, чтобы класть туда еще подушечку, так что стоить это будет 700 р. Линогравюры мы продаем от 500 до 1000 р. В конце концов, мы делаем не просто шаблонные штуки, а душу вкладываем — это ручная работа. Хотя Полина скромнее в ценах на свои произведения.

Ксюша Нунис из Depst была первой, кто нас заметил и позвал. Пока наши штампы есть только в интернет-магазине, в «Цветной» мы их никак не довезем. Буквально недавно у нас купили первый штамп. Еще мы есть на coordi.ru, (там у нас купили четыре штампа), в магазине подарков «Больше» на Малой Бронной и в магазине «Гаража» в Новой Голландии в Петербурге — они сами нам написали. Сколько мы получаем, зависит от магазина. В Depst все по-божески, там наценка получается 100 р. (штамп стоит 550 р.). На coordi.ru мы получаем 300 р. за штамп. Сейчас еще думаем завести аккаунт на Etsy и продавать там. В Петербурге лучше всего покупают — и постеры, и линогравюры. Еще недавно через фейсбук у нас один человек купил работ на 6000 р., он же, кстати, помогал нам печатать постеры».

 

Планы на будущее

Полина: «На всех маркетах, в которых мы участвуем, мы проводим мастер-классы, но, честно говоря, решили завязать с ними. Люди подходят в огромном количестве, но все это происходит неосознанно и превращается в «Макдоналдс»: нас облепляют, мы разрываемся между ними, тратится очень много материалов, а они просто выбрасывают гравюры в помойку. В среднем на нормальную работу нужно 2–3 часа. Один раз мы проводили воркшоп по-настоящему: объединились с «Кружком скорого рисунка» и провели занятие в рамках трехдневного курса. Мы рассказывали о технике, консультировали, печатали вместе. Это именно то, что нам хотелось бы делать — когда люди не пробуют технику на разок, а серьезно занимаются».

Маша: «В идеале мы хотели бы открыть свою студию-мастерскую, где сами могли бы работать не в стесненных условиях, плюс организовать курсы, направленные не только на узнавание этой техники, но и на решение иллюстраторских, композиционных задач. Есть мысль о коллаборации с «Демонами печати», которые занимаются ручной печатью на «Флаконе». Понятно, что заработать на штампах, гравюрах и постерах мы не надеемся — со временем мы могли бы получать заказы и деньги от нашей образовательной программы. Сейчас еще думаем немного уйти от штампов и заниматься больше линогравюрными постерами, делать акцент на них».

 

Как запустить мастерскую штампов и линогравюр:

1. Сколотить станок

2000 р., из них 1000 р. — домкрат.

2. Купить материалы

1 кв. м промышленного линолеума — 700 р., 1 туба краски — 400 р., ватман — 20 р., 3 метра брусков — 400 р., морилка и лак. Для упаковки — тубусы, картонные коробочки — 2000 р., наклейки — 1200 р.

3. Купить инструменты

Штихели — по 900 р. каждый, валики резиновые — по 60 р., шлифовальная машинка — 2000 р., а также наждачка и пила.

Ошибка в тексте
Отправить