перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам «Гиперболоид»

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — компания, разрабатывающая полезные мобильные приложения, от «Галантереи», помогающего подобрать бабочку к одежде, до Medclub, определяющего болезнь по симптомам.

архив

Роман Гарин

Сооснователь компании «Гиперболоид», технический директор, продюсер проектов

 

Петр Моргорский

Сооснователь компании «Гиперболоид», арт-директор

 

Егор Матвеев

Сооснователь компании «Гиперболоид», управляющий директор

 

Как все начиналось

Роман: «Нас свел один проект, где мы занимались мобильными разработками. Он закончился, мы разошлись, но скоро поняли, что на рынке есть потребность в качественных приложениях, и подумали, почему бы нам не сделать собственную компанию. Дело в том, что почти все создатели приложений преследуют сугубо коммерческие цели, а нам хотелось приносить какую-то пользу — чтобы у телефона действительно появились дополнительные функции. Например, хочет какая-то компания сделать банковское приложение просто потому, что это модно. Функции, которые они туда обычно включают, интересны только очень маленькому количеству людей, а если, к примеру, сделать так, чтобы каждый пользователь видел историю своих покупок и понимал, сколько он тратит на еду, а сколько на одежду, будет уже интересно.

Когда мы только начинали — в ноябре 2011 года, — у нас, разумеется, еще не было никаких клиентов, а на рынке уже были компании, которые занимались разработкой приложений — и мы решили показать, чем отличаемся от остальных. Тогда мы сделали приложение «Соцкарточка» — наш внутренний продукт. В Москве очень сложно ориентироваться в муниципальных службах, и чтобы узнать телефон поликлиники или ОВД, надо потратить много времени. Мы хотели, чтобы человек, с которым что-то приключилось, максимально быстро нашел ту службу, которая ему нужна, и быстро решил проблему. После этого у нас начали появляться заказы, а в конце прошлого года «Соцкарточка» выиграла денежную премию Apps4Russia, которая покрыла все расходы».

Петр: «Первое время, несколько месяцев, мы работали у меня в квартире. Все было по-домашнему: у всех были свои тапки и кружки, мы ездили за продуктами, посменно готовили обеды. Потом нас стало больше, и мы переехали в офис».

Роман: «Многие некрупные компании экономят на быте сотрудников, но нам хотелось, чтобы офис был недалеко от метро, чтобы человек мог дойти до всех нормальных ресторанов, чтобы сотруднику, в конце концов, было где разложить свои вещи.

Мы сразу решили, что ищем амбициозных людей, которые понимают, что могут своими руками изменить мир, одаренных, — например, один наш сотрудник ушел работать в Apple, другой чуть не ушел в Google, но остался. Найти таких людей сложнее всего, искали мы их по-разному: просматривали лучшие приложения в AppStore, связывались с их авторами. Сейчас у нас пятнадцать штатных сотрудников».

 

Как все устроено

Петр: «Мы много пытались работать с аутсорсом, но поняли, что это обычно заканчивается печально, потому что не удается договориться о том уровне, который мы хотим получить. В результате мы почти все сделаем своими силами, несмотря на то что получается дольше. Штатных дизайнеров, кроме меня, у нас двое. Если кого и привлекаем, то только узких специалистов — например, логотип для приложения Out of Office — нашего любимого — нам нарисовали отличные ребята из студии «Щука», а насчет пиктограмм мы консультировались с голландскими дизайнерами».

Роман: «Или, например, у нас был проект — для внутреннего пользования одной компании, — когда нужно было работать со звуком: то есть лежат пять айфонов, из которых звучит разная музыка, и нужно, чтобы каждый попадал в ритм. У нас такого опыта работы со звуком не было, и мы пригласили разработчика, который всю жизнь только им и занимается, — он нас обучал.

Чаще всего бывает так, что заказчик знает, что он хочет приложение, но какое именно — нет. Например, Дима Крайнов, владелец School#1, хотел выйти на рынок с каким-то приложением, но не знал каким — мы предложили ему «Марафон неправильных глаголов»: чем больше ты наберешь очков, тем большую скидку получишь на обучение в школе».

Егор: «Часто люди переоценивают значимость своей идеи: рассказывают нам про свой суперсекретный проект, который должен перевернуть мир, просят подписать договор о неразглашении еще до того, как рассказывают, в чем заключается идея, а оказывается, что таких же проектов реализовано уже несколько штук — и большая часть из них не пошла. За такие мы не беремся. Вообще, в отношениях с заказчиками у нас никогда не было каких-то категоричных недовольств или несогласий, и на сегодняшний день ни один из наших клиентов от нас не отказался».

Петр: «Бывает так, что заказчик неожиданно чувствует в себе силу проектировщика, дизайнера, программиста, решает, что мы его руки, и начинает рулить процессом — это практический гарантированно приводит к худшему, потому что человек где-то что-то увидел и говорит: «Хочу так же». Если это происходит на раннем этапе — у нас был такой случай, — мы просто прерываем отношения. Если на финальном, то мы пытаемся довести проект до конца и понять, почему заказчику вдруг все перестало нравиться — скорее всего, потому, что он не выспался или ему бабка нагадала, что зеленый не в тренде.

То, откуда мы берем информацию для приложения, зависит от проекта: у заказчика Medclub, например, была собственная большая база информации и штат людей, которые нам поставляли ее. Забавная история с «Соцкарточкой»: когда мы начинали ее делать, столкнулись с тем, что данные обо всех учреждениях в нормальном виде отсутствуют — у нас был редактор, который вручную набирал и перепроверял эту базу, притом что многие почему-то шифруются и узнать правильный телефон бывает очень сложно. А спустя год, совсем недавно, эти данные пустили в открытый доступ. Мы, конечно, не знали, что это произойдет».

Роман: «У нас есть двадцать один готовый проект — не все они указаны на сайте, потому что некоторые мы делаем для внутреннего пользования компаний, некоторые не можем публиковать на сайте. Например, мы были разработчиками очень красивой детской игры «Мечтариум» (дизайн делала другая студия — TrySoda), сейчас работаем над проектами для Digital October и «Воккера». Сколько времени занимает работа над одним приложением, сложно сказать, около трех месяцев. За создание приложения мы берем от 200000 р. (это несложное, но красивое) до нескольких миллионов рублей — скажем, до десяти».

 

Планы на будущее

Роман: «В этом году внутри нашей компании мы открываем еще несколько, сегментируем бизнес: это студия дизайна мобильных приложений; компания, занимающаяся музейными проектами (о них станет известно позже); «Гаджетерия» — интернет-магазин, запуск которого затянулся; потом и шоу-рум. А в прошлом году мы разработали гаджет Fiiindy — устройство, которое вы можете положить в паспорт или привязать к ключам, и на айфоне видеть, где они находятся».

 

Как открыть компанию по разработке мобильных приложений:

1. Зарегистрировать ООО

Около 10000 р.

2. Купить компьютеры 

Для начала — четыре мощных компьютера iMac — около 400000 р. 

3. Снять помещение и купить мебель

Помещение — около 150000 р. за 100 кв. м на «Проспекте Мира»; оборудовать четыре рабочих места (стол, стул и т.д.) — 25000 р.; кофемашина — 25000 р.

4. Сделать сайт

Около 30000 р.

 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить