перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новое место

Завод «ЭМА»: от поп-ап-ресторана к поп-ап-кластеру

Дома
Фотография: Алена Винокурова

На Яузе открывается «ЭМА» — кластер, который проработает всего полгода. Сделанный максимально быстро, он отражает кризисный принцип редевелопмента «лайков сто, а денег ноль». «Афиша» узнала, что будет происходить на территории заброшенного завода в ближайшее время.

Зачем нужна «ЭМА»?

Петр Кудрявцев Петр Кудрявцев Глава проектной группы Союза творческих территорий, партнер бюро Citymakers

«Мы в Москве развиваем проект «АртКвартал» — это 500 га территорий на востоке города, на Яузе, которые всегда были не особо востребованы и по большей части заброшены. Хотя на самом деле там много исторических зданий, интересных промзон, которые можно с толком использовать. «АртКвартал» должен стать аналогом лондонского Сохо — местом с живой городской средой, где творческие люди живут и работают. Здесь должно быть все, что так любят в берлинском Митте, французском Монмартре или нью-йоркском Митпэкинге, — галереи, магазинчики, кафе.

В первую очередь мы девелоперы и реконструировщики. Мы хотим, чтобы на месте пустырей и заброшенных зданий появились новые качественные дома, а старые ценные объекты были реконструированы и приведены в порядок. При этом мы понимаем, что Москва — особенный город. В чем-то мы отстаем от Европы, а в чем-то — впереди, да и у граждан нашей страны своя ментальность, поэтому нам интересно тестировать разные форматы. Первым таким форматом стал поп-ап-ресторан Door 19, который находился в двух пустующих пентхаусах в нашем жилом комплексе на Яузе. Мы предполагали, что он будет работать четыре недели, а в результате он открывался три раза и все периоды функционировал дольше положенного — настолько формат оказался востребован. Мы так вдохновились этой историей, что решились на следующий шаг — создание временного арт-кластера.

У нас есть площадка в Большом Николоворобинском переулке, которую мы собираемся застраивать. Сейчас совместно с городом принимаем решение, что там должно быть. Пока идет процесс согласований, эта площадка не будет простаивать. Так как наша задача — развивать «АртКвартал» и творческие профессии, мы решили отдать «ЭМА» именно под эти цели, чтобы хотя бы на время вдохнуть в нее жизнь. Новый арт-кластер просуществует шесть месяцев — до тех пор, пока не начнется стройка».

Кто обернул «ЭМА» серебром?

«АртКварталом» вообще и освоением 2600 квадратных метров на Яузе занимается бюро Citymakers Петра Кудрявцева, девелопера Андрея Гринева (который недавно открыл ресторан 15 Kitchen + Bar), Луиз Грассов и Оливера Шульце – последние двое представляют интересы компании в Копенгагене, которая, кстати, в Москве два года назад выиграла конкурс парка в Зарядье вместе со студией Diller Scofidio + Renfro. Куратором «ЭМА» назначили Екатерину Кибовскую — бывшего креативного директора парка Горького, внешний вид площадки поручили архитектурному бюро «Космос», за смысловое наполнение площадки позвали отвечать агентство Stereotactic, которые, в свою очередь, объединились с командой бывшей «Солянки» — она курирует бар и еду.

Бюро «Космос» — это четыре молодых специалиста, двое из которых базируются в швейцарском Базеле, третий в Нью-Йорке и еще один — в Москве. Это не мешает им создавать проекты, побеждавшие в архитектурных конкурсах. Они предложили симпатичный проект реконструкции Триумфальной площади и строили первый павильон «Гаража» в парке Горького, где проходила выставка «Потрогай музыку» и базировалась «Кинофабрика Мишеля Гондри». Тем не менее «ЭМА» для них будет только вторым реализуемым проектом, фактически витрина бюро, демонстрация возможностей. Здесь «Космос» решили обыграть свое название и оформили бывший завод в футуристическом стиле: здания покрыли фольгоизолом — серебристым материалом, которым обычно обивают коммуникационные трубы. Посреди двора соорудили девятиметровую луну: ее покрасили светоотражающей краской, поэтому ночью под светом софитов выглядит она еще более эффектно. А над головой у посетителей бывшего завода засверкает звездное небо — это сложная система иллюминации, которую бюро также предлагало в своем проекте Триумфальной.

Артем Стаборовский Артем Стаборовский Архитектор бюро «Космос»

«Первый раз мы тут оказались еще год назад. Бюджет оказался небольшой, и было трудно вообще представить, что на месте этой помойки — а выглядела тогда «ЭМА» именно так — можно сделать что-то приличное. Мы были вынуждены обыгрывать пространство.

Во-первых, решили визуально объединить все корпуса, обив их фольгоизолом. Это крайне дешевый материал, который выглядит как походная пенка, обклеенная фольгой с обеих сторон. Мы просто попросили рабочих прибить внахлест несколько рулонов на корпуса. Во-вторых, во дворе разместили инсталляцию «Небо» — паутинку из тросов со световыми приборами. Этот инструмент позволяет организовывать пространство под любые нужды. В-третьих, поставили во дворе луну: это большая фанерная таблетка, покрытая белой светоотражающей краской. Если на нее направлять прожекторы, установленные на углу здания, то на луне появляется блик, создающий иллюзию шара. Мы понимали, что время площадки ограничено, но хотели обессмертить ее этой луной. Через пять или десять лет уже никто не вспомнит о серебряной «ЭМА», зато, мы надеемся, что будут помнить, как когда-то в московских дворах стояла огромная луна».

Что будет происходить в новом арт-кластере?

На ближайшие шесть месяцев завод станет площадкой для мероприятий разного толка. В обычное время здесь будет работать бар: обещают пиво, шницели и сосиски — все недорогое, в пределах 300 рублей. Кроме того, во дворе припарковался вагончик Foody, где готовят сэндвичи, супы и салаты — снова недорого. По выходным же «ЭМА» будет превращаться то в ночной клуб, то в место для лекций, то в театральную площадку. Как рассказывают в Stereotactic, предложений очень много — остается выбрать лучшие. После открытия в пятницу 5 июня на следующий день здесь пройдет показ и вечеринка проекта молодых кинематографистов «Смена» в рамках Beat Film Festival. 

Ролик-презентация арт-кластера. Хотя и без него очевидно, что «ЭМА» — это, во-первых, красиво, а потом уже содержательно

Дмитрий Фесенко Дмитрий Фесенко Основатель агентства Stereotactic

«Наши планы на лето — создавать здесь жизнь. У нас появилась возможность в полной мере реализовать наше мироощущение. Для начала мы решили поставить бар, чтобы что-то началось, с этого, собственно, и стартовал ремонт. А дальше — культурная программа в самом широком смысле. Будем звать наших друзей и приятелей с их проектами, которые могут быть интересны широкой аудитории. Интуитивно форматы мероприятий, которые здесь могут быть, мы понимаем — от ярмарок еды и вечеринок до лекций, семинаров и барахолок, — но пока конкретного можем сказать мало. Мы надеемся, что у нас все лето будут придумываться новые активности, и они будут наслаиваться друг на друга».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить