Сожжение 30-метрового арт-объекта из веток, напоминающего католический храм, в парке «Никола-Ленивец» на Масленицу возмутило представителей РПЦ. Об этом в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
«Надо проверять, кто это сделал и зачем. Разумеется, никакого посыла адекватного это не может нести, на мой взгляд. Сжигание храма, особенно христианского храма, который так или иначе символизирует христианство, конечно, вызывает очень большие вопросы», — рассказал Кипшидзе.
Помимо представителей РПЦ «Никола-Ленивца» начали критиковать некоторые представители российского шоу-бизнеса. В частности, артист Максим Галкин на своей странице в инстаграме сказал, что не понимает, зачем на Масленицу сжигать не обычное чучело, а «огромный костел».
Автор арт-объекта, основатель фестиваля «Архстояние», скульптор Николай Полисский говорил, что он «пытается с новой силой и энергией экспериментировать в поисках нового народного праздника — с древними сакральными смыслами, но на современный лад». «Масленица — это время, когда люди дают свободу всему природному внутри себя, готовы гулять и праздновать вплоть до катарсиса, после чего принимают духовную строгость и пост. Идею собора, рождающегося из пламени, я вынашивал давно, интересно посмотреть на огонь созидающий, рисующий образы в реальном времени. Так появилась «Пламенеющая готика». У гостей «Никола-Ленивца» 17 февраля будет короткая возможность поймать это мгновение всего единственный раз и сохранить в памяти надолго. Так и должно работать искусство», — рассказал за несколько дней до сожжения объекта Полисский.
После появления критики и обвинений в оскорблении чувств верующих скульптор на своей странице в фейсбуке опубликовал пост, в котором написал, что в его работе не было никаких культовых символов.
«Ничего культового в моем арт-объекте не было, естественно, отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костер, который выстроен в стиле готического здания. Ни одного культового символа в моей работе не было и не могло быть. […] Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма — это чересчур», — написал Полисский.
Перед прошлогодней Масленицей «Афиша Daily» поговорила с Николаем Полисским и его сыном Иваном о том, как они вскрывают код русской Масленицы и зачем в XXI веке нужен этот языческий праздник.