перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам Рекламное бюро «Рабочее название»

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — рекламное агентство, сотрудники которого делают ролики для News Media, «Яндекса», «Британки» и других компаний.

архив

Искандер Еримбетов

Сооснователь бюро «Рабочее название», арт-директор

 

Игорь Сайфуллин

Сооснователь бюро «Рабочее название», генеральный и креативный директор

 

Федор Наумов

Сооснователь бюро «Рабочее название», универсальный директор

 

Как все начиналось

Искандер: «Мы все, кроме Вани (Иван Проскуряков — сооснователь бюро. — Прим. ред.), который закончил университет гораздо раньше и был нашим наставником в вопросе видео, учились в одной группе на журфаке. Там мы научились делать все в последнюю ночь и собрали внушительную записную книжку. Раньше мы вместе готовились к экзаменам, а теперь вместе готовим презентации для клиентов».

Сайфуллин: «Четыре года назад мы начали снимать тизеры вечеринок и просто веселые ролики, чтобы показывать их друзьям на этих самых вечеринках, — так получилось творческое разъединение «кое|кто». В конце 2010-го на нас посыпались заказы, которые больше были похожи на настоящие заказы, чем на просьбы друзей что-то снять. За зиму мы сделали несколько проектов, тогда же запустили памятник Гагарину в космос и в феврале 2011-го решили, что все работает и надо делать свое бюро. Первым уволился я, потом все остальные. Мы никогда не работали в других рекламных агентствах, потому что мы не рекламщики, — просто так вышло, что в рекламе совмещаются разные вещи, которые нам интересны: возможность создавать короткие фильмы, упражняться с языковыми формами и, в конце концов, делать что-то, чего никто до нас не делал. Концепция нашего креативного бюро еще не до конца сформирована, и вообще ее смысл — в отсутствии концепции: все наши названия — «Творческое разъединение «кое|кто» и бюро «Рабочее название» — как раз об этом».

 

Showreel бюро «Рабочее название»

 

Как все работает

Сайфуллин: «Есть несколько простых механизмов того, как нас находят заказчики. Так как у нас маленькая компания, основной наш костяк — проекты среднего размера, поэтому в основном к нам обращаются люди, непосредственно отвечающие за бизнес, который хотят рекламировать. Они звонят своим знакомым, которым уже сделали хорошую рекламу, и спрашивают: можешь ли ты кого-то посоветовать? А в больших компаниях существуют тендеры, которые с хорошими идеями можно выиграть. Каждый успешный проект приносит несколько новых заказов. На сегодняшний день самый крупный наш заказ — рекламная кампания для газеты «Известия». Мы делали не только ТВ-ролик, но еще наружную рекламу, и придумали слоган, как мне кажется, феерический: «Из новостей делаем «Известия».

 

Рекламный ролик газеты «Известия»

 

В среднем на реализацию ролика уходит три недели или месяц — это если он не требует сложного продакшена и все быстро реагируют. Очень часто возникает непонимание с заказчиком. Бывает, что на первых встречах мы говорим об одном, а потом приходим на четвертую, клиент делает круглые глаза и говорит: «Мы же договаривались о другом количестве роликов в совершенно другой стилистике!» Все потому, что некоторые заказчики стесняются признаться, что не понимают, о чем идет разговор, и мы на автомате думаем, что человек достаточно подготовлен.

Когда от заказчика приходит бриф, иногда в нем уже написано, в какую сумму нужно уложиться, иногда менеджеры предлагают агентству оценить, во сколько обойдется ролик. Например, с «Известиями» бюджет ограничен не был, там на первом месте стояло качество идеи. Тогда мы уложились в несколько миллионов рублей. Клип для наших друзей из группы «Самое большое простое число» стоил 15000 р. — стоимость мешка земли и двух ледяных кубов. Дороже всего стоят ролики, в которых много городских локаций, — потому что чем больше съемочных сцен, тем дороже. Например, много их было в ролике для News Media. Соответственно, и бюджет отличался на два порядка.

Мы балансируем на грани креативного агентства и продакшена, снимая до какого-то объема все самостоятельно, а если речь идет о глобальной работе, то делаем ее в сопроизводстве с какой-нибудь большой опытной компанией. Просто потому, что для нас нет никакого кайфа в том, чтобы собрать съемочную команду из ста человек. Значительная часть наших проектов делается просто на хороших, мощных лэптопах Macbook Pro. Естественно, никакого успеха нельзя добиться без принтера. Их должно быть как минимум два, потому что работа встает именно тогда, когда в принтере заканчивается краска: 70 процентов в нашем деле, как и в любом другом, — это работа перед компьютером.

Случая, когда бы мы принципиально отказывались от какого-то проекта, не было, потому что мы стараемся не быть снобами и вставать в положение даже самого с первого взгляда дурацкого клиента: производитель прокладок для насосов тоже делает свое важное дело. Единственное, от чего мы до последнего стараемся отнекиваться, — это все, что касается политики».

 

Рекламный ролик «Яндекс.Карт»

 

Как действовать

Наумов: «Если хочешь открыть агентство — нужно сделать портфолио. Мы специально его не собирали, оно появилось просто потому, что мы и так что-то снимали: было около двадцати роликов. Тот, кто хочет заниматься продакшеном, должен понять, что он идет на нарушение закона. Мало кому удается работать без серых схем. Например, нам нужен фрилансер. Мы должны ему 100 р. за одну картинку: если ты платишь ему непонятно откуда взявшимися наличными, то нарушаешь закон, если платишь по закону, то в полтора раза больше. Соответственно, если у тебя десять фрилансеров на проекте, то бюджет становится почти нереальным. Но нам это удается! Возиться с конвертами не модно.

Кроме того, нужно делать пессимистичный прогноз: первый год ничего зарабатывать не будешь. То есть можно легко посчитать, сколько денег нужно на запуск маленькой продакшен-студии: четверым парням, которых уже не обеспечивают родители, нужно тысяч по пятьдесят в месяц, значит, в год — 2,5 млн р. Сделать портфолио — около миллиона. Получается не меньше 3,5 млн р. Главное — понимать на полгода вперед, где ты будешь брать деньги. Мы, например, занимали в какие-то моменты».

Сайфуллин: «Мы до сих пор находимся в ситуации не выстроенной до конца бизнес-модели и поиска: думаем, стоит ли нам рвануть наверх, к крупным клиентам, и уменьшать количество заказов либо остаться на середине и идти на увеличение заказов. Пока наш проект не окупился: какие-то проекты приносят много, какие-то уходят в ноль, но убыточных, к счастью, пока не было».

 

 

Как открыть рекламное бюро:

1. Собрать портфолио

20 работ (в том числе тизеров для вечеринок «Полезное увеселение» в «Солянке»), сделанных в течение года, стоимостью 1000000 р.

2. Зарегистрировать ООО и начать платить друг другу зарплату

ООО — 25000 р., зарплата каждого в месяц — больше 70000 р.

3. Закупить аппаратуру

Фоны, штативы, хромакеи, фотоаппараты Canon Mark II, принтеры и многое другое — больше 200000 р.

4. Арендовать помещение

60000 р. в месяц за 50 кв. м в Доме на набережной. 800 р. в месяц — интернет

 
Ошибка в тексте
Отправить