перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам Фотоателье «Шипр»

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — фотостудия, где снимают портреты на старую деревянную камеру в духе советских фотоателье.

архив

Георгий Кеймах

Основатель фотоателье «Шипр»

 

 

Как все начиналось 

«С 2001 года я был фотографом-фрилансером — снимал всякие корпоративы, потом поступил в РГГУ на истфил (потому что мне никогда не нравились фотографы, которые только снимают и больше ничего делать не умеют), а после окончания — когда техника и портфолио уже устарели — начал думать, чем хочу заниматься. Тогда я сходил на тренинг про успех — из тех, что решают все проблемы, — там у меня и появилась идея ретрофотоателье. Я нашел нишу, которая не занята: много кто занимается старой съемкой, но она настолько ненастоящая, псевдостарая, что в эти ателье совершенно не хочется идти. На рынке фотоуслуг сейчас две крайности: есть супертехнологи, снимающие на необычные старинные камеры, но совершенно забывающие про образ, и есть те, кто создает хорошие образы, но снимает на цифру, а потом состаривает фотографии в фотошопе — получается дешевая бутафория. Я хорошо разбирался в пленочной фотографии и решил объединить эти две крайности.

Начал я с поляроидной фотографии — летом мы с моей однокурсницей Настей открыли выездное фотоателье: по праздникам и выходным приезжали на «Флакон», брали поляроиды у нашего знакомого из магазина Wonderfoto, ставили людей перед каким-нибудь трэшевым фоном, давали им в руки картонного Бельмондо — люди маялись дурью, а через три минуты получали снимок. Получалась такая антифотография, но мне, да и тем, кто корчил рожи, все это очень нравилось: однажды за три или четыре часа мы сделали кадров пятьдесят. Но скоро мы осознали, что поляроидные карточки, конечно, крутые, но очень маленькие и недешевые — людям было непонятно, зачем платить 250 рублей за кадр, да и нам это было невыгодно».

 

Как все устроено

«Тогда мы с фотографом Владом, который работает со мной, решили купить старую камеру — по сути это просто коробка с дыркой и объективом. Примерно на такие камеры снимают последние лет сто пятьдесят, такие же были и в советских фотоателье. Эту камеру я нашел на Avito, стоила она 4000 р., но купить похожие можно и за 2000, и за 16000. Мороки было очень много — например, рассохся клей, и вся камера практически рассыпалась. Самой большой проблемой оказалось найти кассеты — после месяца поисков мы откопали две на барахолке на Арбате.

С этой камерой мы начали выезжать на разные городские мероприятия. Обычно мы берем с собой еще студийные вспышки, отражатель, штатив, чемодан с химией и фонарем и, когда есть возможность, переносной сканер. Фон практически не нужен, потому что камера размывает его, глубина резкости там такая, что с ней, бывает, и не совладать — один глаз резкий, другой — нет. Съемка происходит так: фотограф накрывается, наводит резкость, вставляет кассету (все это занимает несколько минут, которые человек сидит не двигаясь), открывает затвор, говорит «птичка вылетает», закрывает и идет проявлять. Проявляем фотографию в чемодане, который мы сами соорудили: там в проявителе мы получаем негатив, промываем его в воде, кладем в отбеливатель, где изображение исчезает, потом достаем фотографию на свет, снова кладем в проявитель — и снимок готов. Здесь, конечно, важно шоу: людям интересно посидеть перед деревянной камерой, а потом посмотреть на трехступенчатый процесс проявки фотографии — тогда он понимает, за что заплатил 1000 рублей.

Мини-лабораторию делали мы с фотографом — она состоит из старого чемодана, абсолютно непрозрачной черной ткани, красного фильтра и проявочных рукавов, которые раньше использовались для того, чтобы наматывать пленку на катушку в темноте. Такие чемоданы делали в девятнадцатом веке, пока люди не забили на моментальную фотографию.

Если мы фотографируем женщину, то часто просим ее накраситься немного ярче, чем обычно, поскольку через эту камеру реальность выглядит совсем по-другому, и косметика заметна намного слабее. Иногда мы договариваемся с магазинами одежды или аксессуаров и берём у них реквизит на съемку — шляпки, бабочки, украшения.

Честно говоря, ретросъемка — не основная наша работа. Больше всего мы все-таки зарабатываем на других вещах — для одной компании мы делали, например, time-lapse-анимацию (это киносъемка с низкой частотой кадра), фотографируем на корпоративах. В будущем мы, конечно, хотели бы быть такой нишевой штукой — чтобы каждый человек, который хочет ретросъемку, знал, что надо идти к нам, сейчас мы движемся к этому, но пока умеем что-то еще, считаем, что надо этим пользоваться.

 

Планы на будущее

«Сейчас «Шипр» приносит деньги только на развитие — мы зарабатываем и сразу вкладываемся. На городских мероприятиях нам удается зарабатывать от 5000 до 9000 р. в день, за работу трех фотографов на корпоративе мы берем от 30000 р., индивидуальная съемка на старую камеру стоит от 1000 р. Нам, конечно, нужен инвестор, который мог бы дать пару миллионов рублей — на помещение где-нибудь на Бульварном кольце или Тверской, чтобы открыть полноценное фотоателье с витринами, как Photobooth в Сан-Франциско; мощный свет, камеры большего формата и отдельная лаборатория. Сейчас мы снимаем помещение на Чистых прудах, где тоже проводим съемки, но вряд ли это надолго».

 

 

Как открыть ретрофотоателье:

1. Зарегистрировать ООО и кассовый аппарат

Около 20000 р.

2. Купить оборудование

Старую деревянную камеру и кассеты к ней — около 5000 р., две подержанные вспышки — 5000 р., Canon EOS 5D Mark II — 150000 р., фотоаппарат Mamiya — 20000 р., два сканера — 25000 р., а также пленку и фотобумагу.

3. Найти фотографов

Трех — и делить гонорары поровну.

4. Снять помещение

Сначала на «Электрозаводе» у знакомых бесплатно, потом на Чистых прудах — 18 м2 за 21000 р. в месяц.

5. Сделать сайт

На бесплатном шаблоне с помощью друга-дизайнера (тоже бесплатно). 

 

Заказать съемку можно, позвонив по телефону, указанному на сайте фотоателье. 

Ошибка в тексте
Отправить