Сделай сам Экскурсбюро №1
В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — экскурсионное бюро с легкими прогулками, на которых не бывает скучно, и это почти ничего не стоит своим владельцам.
Марта Агеева
Основательница Экскурсбюро №1, журналистка
Откуда взялась идея
В детстве каждая из нас обошла с родителями все музеи и театры Москвы, поэтому мы экскурсии любили всегда — несмотря на то что они, как правило, перегружены фактами и архитектурными подробностями. Но в какой-то момент мы поняли, что интересно это только нам, с детства увлеченным Москвой, а остальным нашим ровесникам — нет. И мы решили делать легкие прогулки с интересными подробностями не только про то, где жили дворяне, но и сколько стоит номер в The Ritz-Carltonе и кто там останавливается. Например, когда мы ведем группу по Тверской, мы рассказываем, какой она была при разных правителях и как со временем становилась шире, на Камергерском, почему логотип «Старбакса» — русалка и зачем ее грудь прикрыли волосами, в Столешниковом — почему у туфель Christian Louboutin красная подошва. Еще делимся практическими советами, например, у МХАТ мы говорим, когда билеты нужно покупать без наценки: в первые четыре дня каждого месяца.
Перед тем как запустить первую прогулку этим летом, мы три месяца готовились: сидели в библиотеках, разрабатывали маршруты, искали интересные факты, прочитали кучу книг. Никаких авторов, кроме Гиляровского и Хан-Магомедова (искусствовед, исследователь авангарда. — Прим. ред.), мы особо не знали. Просто подходили в книжном «Москва» к нужной полке и выбирали наугад — купили штук десять. Кое-что нам дарили друзья-искусствоведы, например, очень ценный подарок — номер «Большого города» с атласом Москвы. Кроме этого полезной оказалась книга «Москва романтическая» и журнал «Московское наследие», который, кроме библиотек, сложно где-то найти.
Как готовиться к экскурсии
Сначала рождается тема, потом мы начинаем думать, какой район ей соответствует, а затем гуляем и ищем самые интересные объекты, истории о которых вместятся в два с половиной часа. Всего у нас пять маршрутов: «Москва модная», «Москва для влюбленных и мечтающих влюбиться», «Москва центральная», «Москва магическая» для детей и экскурсии по парку «Музеон», которые нам недавно заказали. Начнутся они, наверное, в июле. Еще будет «Москва спортивная» — по старому стадиону ЗИЛ, парку Горького, «Лужникам». Мы будем рассказывать про виды спорта, модные сейчас, — например, про петанк, — и о том, как развлекались раньше. Все это будет на бегу и с настоящими играми.
Вдохновлялись мы, конечно, европейскими музеями. В нашем Историческом все лежит за стеклом и камерами, чуть дотронешься — уже свистит сигнализация. В таком же музее в Стокгольме все можно потрогать: нажимаешь на одну кнопку — играет гимн одного княжества, на другую — другого. В Центре Помпиду в Париже есть отдельный детский зал, где картины висят ниже, и детям не надо задирать головы. На наших экскурсиях мы тоже что-то придумываем: когда проходим мимо «Красного Октября», раздаем всем маленькие шоколадки «Аленка», когда говорим про какие-то музыкальные произведения, то обязательно даем их послушать, а в конце каждой прогулки разыгрываем симпатичные сувениры.
Как развивается проект
Прошлой осенью нам посыпалась куча корпоративных заказов, и мы поняли, что вдвоем уже не справляемся. Тогда мы открыли бесплатную школу молодых экскурсоводов: каждый, кто хотел у нас заниматься, должен был написать эссе про свое любимое место в Москве и пройти собеседование. Выглядело это так: мы сидели в Камергерском переулке и каждому, кто к нам приходил, говорили: «Сзади тебя магазин «Медицинская книга». Ты можешь о нем ничего не знать, но человек из экскурсионной группы спросил, что это за здание, и нужно рассказать». Мы брали тех, кто сходу начинал придумывать легенды или ловко переводил внимание и просто хорошо описывал здание. Два месяца каждые выходные мы учили этих людей составлять маршруты, приглашали педагога по речи, играли в развивающие игры. Теперь все они в нашей команде: кто-то составляет маршруты и подбирает факты, а кто-то очень интересно ведет прогулки.
Зарабатывать мы начали сразу: уже на вторую экскурсию к нам пришли не только друзья, но и люди, которых мы не знали. У нас проект, который, кроме времени и воображения, не требует вообще никаких вложений. Мы не снимаем помещений, наш информационный канал — интернет, нам даже сайт пока не нужен. Экскурсия для одного человека в группе стоит 500 р., индивидуальная — 1000 р. Весь доход в основном от корпоративных прогулок и индивидуальных. В дальнейшем мы хотим сотрудничать с хостелами, куда приезжают иностранцы. В Москве есть экскурсионные бюро, но в год в Москве бывает около 4,5 миллионов туристов, и их не хватает.
«Кроме времени и воображения, наш проект не требует вообще никаких вложений»
На экскурсии к нам в основном ходят молодые люди
Как открыть экскурсионное бюро и школу экскурсоводов:
1. Закупить литературу Книги по москововедению, истории искусству и моде — около 10000 р. |
|
2. Купить микрофоны Два обойдутся в 2500 р. |
|
3. Найти помещение для школы Аренда «Читалка» на Чистых прудах на два месяца (занятия раз в неделю) — 3000 р. |
|
Записаться на прогулку «Экскурсбюро №1» можно в фейсбуке или ЖЖ