перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Сделай сам MixVille

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — онлайн-кондитерская MixVille, где можно собрать сотню видов шоколада и мюсли и заказать пирожное макарон со вкусом розы, рома и крем-брюле.

архив

Олег Гуськов

основатель и генеральный директор компании MixVille 

 

Михаил Лобанов

директор по развитию компании MixVille, управляющий партнер венчурного фонда Target Ventures

 

Как все начиналось

Олег: «Я из Украины, в Москву приехал поступать в Высшую школу экономики. С первого курса чем только не занимался: продажей зерна, стройматериалов. Потом захотелось придумать что-то более серьезное. Получилось все случайно — я пришел в магазин покупать своей девушке шоколадку и задумался над тем, что добавок очень мало: стандартные фундук, изюм и миндаль, даже в магазинах премиум-класса. Тогда мы (я и мой друг Александр, с которым мы вместе учились, сейчас он директор по производству) решили сделать онлайн-кондитерскую, где каждый мог бы собрать то, что хочет: процесс понятный, а людей, которым это интересно, достаточно много. Потом решили не ограничивать себя только шоколадом, а делать еще и мюсли. А потом уже запустили макарон.

С того момента, когда идея пришла нам в голову, и до того, как мы начали что-то делать, прошло дня полтора. Деньги, 120000 рублей, я выиграл в букмекерской конторе — их и взяли. Друзья сделали сайт за три бутылки рома, мы начали искать поставщиков. Это довольно сложно, когда у тебя девяносто ингредиентов, но при этом мизерный объем, — с тобой общаются с неохотой, ведь ты мелкий и неинтересный. Сейчас все проще, потому что объемы хорошие и люди сами звонят и предлагают новые продукты. Кроме шоколада, который мы возим из Бельгии, все поставщики из России, всего их около пятнадцати. С европейцами договориться проще — мы написали им большую трогательную историю, и они согласились. 

Первыми покупателями были наши друзья, мы бомбили всех рекламой в «ВКонтакте», на фейсбуке, доходило даже до рекламы на асфальте, которую мы наносили ночью. Первый всплеск был хорошим (за первую неделю — около 120 заказов), но, когда накал спал и у нас не было денег дать какую-то осмысленную рекламу, было сложно не сломаться — когда надо еще за аренду платить, а ты нигде не работаешь. Балансировали на грани больших долгов, но выкарабкались».

 

Как наладить производство и поставки в кофейни

Олег: «Производили сначала все на аутсорсе: Саша договорился с одним рестораном, где нам все и делали, — мы платили за каждую произведенную шоколадку и мюсли. Это было очень сложно и запутанно — бывало, просыпались в пять утра и ехали в ресторан на первом метро или нам звонили оттуда ночью и говорили: «Закончился ингредиент, что делать?» Полный хаос, но это понятно: люди не были заинтересованы — и их было сложно контролировать, хотя кондитер там был мирового уровня. Мы все время грезили о собственном производстве и где-то через два месяца после старта нашли очень маленькое помещение на «Молодежной». В оборудование поначалу не вкладывались: договаривались об аренде, покупали в рассрочку. А через полгода переехали на уже действительно большое производство на Волгоградском проспекте. Потом уже перед нами встал вопрос: либо делать хороший бизнес, либо оставаться бутиковой историей. Выбрали первое, начали искать инвестора, для того чтобы купить оборудование, расширить производство, полностью его отделать и нанять людей. Тогда и встретились с Мишей».

Михаил: «У нас (имею в виду себя и венчурный фонд, управляющим партнером которого я являюсь) на тот момент тоже родилась идея делать что-то вроде MixVille. Мы начали смотреть, кто уже занимается этим в России, и увидели, что это люди, которые даже учились в том же месте, что и мы. Мы познакомились и почти сразу (в мае прошлого года) приняли решение, что нужно работать вместе. Первый раунд наших инвестиций — 100000 долларов.

Производство макарон мы запустили летом, после того как съездили в Европу и попробовали их, — тогда в Москве их мало кто продавал, а спрос был очень хороший. Важно было выйти на рынок как-то необычно, и мы разработали большую палитру вкусов — всего их 29, есть, например, роза, имбирь, зеленый чай, крем-брюле, яблоко-корица (самый продаваемый).

Можно сказать, что сейчас у нас есть три рынка: B2C — когда человек заходит на сайт, заказывает, а мы ему привозим (стабильно больше тысячи заказов в месяц); B2В — корпоративный сегмент, подарки для достаточно больших компаний (ВТБ, ВШЭ, Mercedes и т.д.) в брендированной упаковке; и работа с кофейнями. Мы поставляем макарон во все московские «Кофеины» и практически во все «Кофе Хаузы» и шоколад в Coffeeshop Company. Еще ведем переговоры со Starbucks. Процентов 20 нашей выручки — это именно работа с кофейнями. Идея открыть свой офлайновый магазин у нас была, но мы поняли, что это уже совсем другой бизнес, к которому мы пока не готовы: на открытие одной точки нужно не меньше 600000 р. О том, сколько составляет выручка компании в месяц, могу сказать только то, что это несколько миллионов рублей».

 

Что покупают и планы на будущее

Олег: «Мюсли и макарон — довольно ровная тема, а шоколад — сезонная: 8 Марта, 14 февраля и Новый год — дни, когда кондитеры работают нон-стоп и приходится расширять штат. Летом шоколад заказывают меньше — все ходят на фитнес, худеют, готовятся к отпуску. Нельзя точно сказать, что берут больше, а что меньше: популярен даже шоколад с солью, перцем и ягодами одновременно. Самый сложный момент был перед новым, 2012 годом, когда мы только переехали на новое производство. Было много заказов с сайта, одна компания захотела почти 20000 пирожных. Мы согласились и работали четыре дня без перерыва — именно в этот момент у нас, конечно, сломались печка и миксер, выбило пробки. Но мы все сделали.

Сейчас в компании работают около 20 человек, из которых девять — кондитеры. Останавливаться на трех продуктах мы не собираемся, сейчас хотим запустить еще два: какие именно — пока секрет».

 

Как открыть онлайн-кондитерскую:

1. Зарегистрировать ООО

Самостоятельно — 10000 р.

2. Сделать сайт 

С помощью друзей — три бутылки рома.

3. Снять помещение и взять в аренду оборудование 

15 кв. м на «Молодежной» — 30000 р. в месяц. Аренда печи, темперирующей машины и другого оборудования — 25000–30000 р. в месяц. 

4. Закупить ингредиенты и упаковку

Шоколад, мюсли, сухофрукты и т.д., которых хватит на неделю, — 30000 р. Тубусы для мюсли, коробочки для шоколада и макарон на две недели — 30000 р.

5. Нанять кондитера

Для начала — одного. Платить ему от 25000 р. в месяц

 

Ошибка в тексте
Отправить