«Промышленность» — пронзительный инди-поп из Нижнекамска
«Волна» продолжает в рамках рубрики «Горизонт» рассказывать о новых русских и иностранных музыкантах, имена которых скоро могут стать известны всем. На этот раз — об Иване Шишове, из всех новых русских музыкантов лучше всех сформулировавшем стремление молодых к иной жизни.
Сколько слов написано о влиянии индустриального уклада Манчестера на звук Joy Division, но почему-то мало кто интересовался, проходят ли подобные процессы, например, в Нижнекамске. Построенный полвека назад для рабочих-нефтехимиков город и сейчас никуда не делся, не запустел, живет там двести с лишним тысяч жителей, с распада СССР численность даже чуть подросла. Среди этих рабочих живет и простой парень Иван Шишов: ходит на завод, немножко играет на гитаре, сочинил одну из самых простых и красивых русских песен прошлого года «Молодость». Подписывается под песней как «Промышленность» — и в длинном ряду молодых соотечественников с трудовыми названиями имеет на чеканное существительное прав, пожалуй, больше всех.
Та самая песня «Молодость» с дебютной EP
«Промышленность» пришла ко мне осенью, когда я снова
переехал из Казани в родной Нижнекамск, нужно было помогать матери со счетами по
квартплате, — рассказывает Иван. — Часто меняю работу: когда, так сказать,
создавалась «Промышленность», работал временным слесарем на заводе. Учился я на
преподавателя адаптивной физической культуры — зря потратил годы, хотя мало ли,
что там завтра пригодится в жизни». Эту «адаптивную физическую культуру» два
года назад он описывал в рассказе, выложенном на сайте Proza.ru. Начинался
рассказ с устройства грузчиком на стройку супермаркета, заканчивался
увольнением через пару дней. Бессмысленный отупляющий провинциальный «колледж»,
куда ходят только через упрашивания родителей, был посередине и пугал автора
отчетливо сильней низкоквалифицированного труда.
Там же был рассказ про последнее детское лето Шишова. С рыбалкой, сбором ягод, заброшенным с советских времен клубом, выстеленным запылившимися цветными журналами, пирогами, сигаретами Viceroy, песнями Цоя и острым ясным ощущением, что ничего прекраснее этого в жизни никогда не будет. «Молодость», в общем, только прессует эти страницы немного спотыкающейся юношеской прозы в три минуты идеального инди-попа. Шишов подтверждает: «Промышленность» пришла не просто так, она вынашивалась, где-то пылилась с самого детства, просто наступил один момент, когда это стало выливаться в творчество. Записи «Родина» и «В первых числах ноября» были набиты уже давно — по сути, мне и пришлось приклеить их к главному, так сказать, синглу «Молодость». Поп — не поп… Честно говоря, в стилях я мало разбираюсь, просто захотелось сделать что-то теплое, спокойное и не совсем обычное».
Песня «Сапог(off)», которую Шишов записал еще под своим настоящим именем. Впрочем, она как раз больше похожа на «Молодость», чем любая другая песня с дебютного синга «Промышленности»
При этом на простака-самородка Шишов похож мало. Свои
мыкания чернорабочего он стилизует под любимого Буковски, страницы восхищения
русской природой и жарким сухим приволжским летом пропускает через не
по-школьному чутко понятых русских же классиков. Прежде чем заиграть инди-поп,
Шишов записывал и хип-хоп в духе группы «Макулатуры», и чувственные песни под
гитару, вроде тех, на которых специализируются «Синекдоха Монток» и The Retuses,
и шумовые коллажи. Он в курсе и «Труда», и Арсения Морозова, никаким рабочим он
быть не хочет, а хочет петь, дружить с интересными людьми и зарабатывать
интересным и приятным трудом. Другое дело, что в индустриальной громадине — Нижнекамске — особо не разгонишься. «С яркими личностями не дружу — в городе нет
движения, да если и с кем схожусь, то не мое это, я неловко себя чувствую, и
хочется убежать. Есть один нормальный парень Саша, с ним мы готовим новый
проект для рок-дискотек и подвалов, что-то типа гаражного рока, постпанка. Еще
вырулил на парочку нормальных адекватных людей и дружу с ними. Буквально пару
человек в нашем городе дышат не тем, чем все. Есть пара хипстеров, но малолетки
до сих пор эмо болеют». Про эмо Шишов не просто так говорит — сам только пару
лет как Jane Air и «Оригами» слушать перестал.
В связи в основном с шансоном или репертуаром российских радиостанций часто заводится разговор про всеобщую народную нелюбовь к хорошей музыке и вообще к европейскому устройству жизни. Или наоборот, что в больших городах молодежь с жиру бесится, жизни не знает, слишком любит гаджеты и работать дизайнерами. По сути, это один и тот же разговор. «Промышленность» если что и демонстрирует своим пока крошечным багажом, так всю беспредметность таких разговоров. В молодости и такие люди, которые вроде и в Нижнекамске живут, и на завод ходят, хотят прожить жизнь как можно интересней и полней — нет ничего банальнее, и все равно почему-то каждое поколение в каждой стране вынуждено заново мучительно это формулировать, подбирать слова и то, как их сказать. Что самый свежий вариант этой мысли по-русски будет звучать под монотонный бит и звенящие меланхоличные гитары, можно было, конечно, еще пару лет назад угадать, тут Шишов ничего не открыл. Но слова из всех сверстников именно он лучшие сказал. И тут тоже, конечно, ни волжская провинция, ни завод не могли помешать — это молодость, дорогой.