перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Перера Элсвер — женский психоделический соул из Берлина

«Волна» продолжает в рамках рубрики «Горизонт» рассказывать о новых русских или иностранных музыкантах, имена которых скоро могут стать известны всем. На этот раз — об удивительной космополитичной артистке из Берлина.

В августе этого года в сети всплыла песня «Bizarre», приглушенный даунтемпо-номер, подписанный именем Perera Elsewhere. Об авторе при этом не сообщалось ровным счетом ничего, сопровождала песню лишь фотография, с которой смотрела занятно одетая, красивая чернокожая девушка. Далее последовали ремикс от звезды мутного подполья Hype Williams и совместная песня с Гонджасуфи — и стало еще интереснее. Оказалось, что у певицы богатый бэкграунд — Саша Перера родилась в Лондоне, но уже давно живет в Берлине, активно выступает как диджей и последние 10 лет поет в тамошней электронной хип-хоп-группе Jahcoozi.

«Впервые я побывала в Берлине в 1999 году, а уже через год решила переехать, — сообщает Перера, которая, конечно, успела всех заинтриговать, но на письма из России почему-то охотно отвечает. — Город мне показался маленькой фриковатой деревней по сравнению с Лондоном. Здания в восточной части Берлина в то время были серые, на некоторых из них сохранились пулевые отверстия со времен войны, а люди пользовались угольным отоплением! Мне понравилась атмосфера. Для меня все было в новинку. Это было словно гетто для художников. Я изучала европейскую политику в университете и специализировалась на немецкой, так что я знала язык и сразу почувствовала себя тут как дома».

Музыка группы Jahcoozi, в которой состоит Перера, совсем непохожа на ее сольное творчество. Помимо певицы в Jahcoozi состоит довольно известный битмейкер Robot Koch

Несмотря на относительную популярность Jahcoozi, сольно Саша стартовала как абсолютный новичок — отсюда и создавшееся поначалу ложное впечатление, что перед нами очередной напускающий на себя туману артист-аноним. С калифорнийским соул-шаманом Гонджасуфи, поклонницей которого Перера является, она связалась наудачу, не особенно рассчитывая на ответ: «Я очень люблю музыку Гонджасуфи и в прошлом году решила обратиться к нему в твиттере с просьбой спеть на моем альбоме. Он послушал демо, и ему так понравилось, что он немедля предложил выпустить его на своем лейбле. Я была в полном восторге, что вообще получила хоть какой-то отклик от него. В итоге он еще и спел в песне «Giddy» — так, словно масло тает в твоем рту. Я ушам своим не поверила, когда вокальный трек оказался в моем почтовом ящике. Кстати, когда делишься с ним файлом через Dropbox и он получает его, появляется сообщение «Иисус Христос получил ваш файл». Это так мило!»

«Giddy», второй сингл Perera Elsewhere, в которой ей подпевает Гонджасуфи

Полуакустический дымный соул альбома Переры «Everlast» с вкраплениями этники сразу стали сравнивать с ранними Portishead в частности и золотой эпохой трип-хопа в целом. Переру сравнения удивляют, но она не против: «Portishead? Я не вижу никакого сходства ни в звуке, ни в вокале, но вообще меня это мало беспокоит. Я думаю, на меня повлияла музыка, которую я и моя группа слушали в течение многих лет. Леонард Коэн, Мундог, Гонджасуфи — может, потому что он выпустил свой первый альбом в то же время, когда началась работа над моим, а раньше был эмси — прямо как я. Мне нравится Mo Kolours и ранний Трики, Mazzy Star, отдельные переиздания, выходившие на лейблах Honest Jon's и Strut, и даже песня «Planet Caravan» Black Sabbath. Список можно продолжать бесконечно! Я же еще и диджей — и поэтому всегда очень любила электронику, куда больше, чем инди-рок, например. Я выросла на джангле, IDM, мрачном дабе и культуре саундсистем. Мне нравится клубная музыка, но с органическими влияниями, когда к ней подходят небанально. Я люблю артистов вроде Actress, Шеклтона и Drexciya. Для меня звуки, которые используют люди, очень важны. Все дело тут не в жанрах и нишах, а в атмосфере. Еще мне нравится недавний альбом Лорел Хейло для Hyperdub, всякий необычный новый драм-н-бейс наподобие Fis и Феликса К. Короче, я дипломированный музыкальный торчок!»

Уже упомянутый ремикс Hype Williams на дебютный сингл Переры. С атмосферой тут точно совершенный порядок

В свой микс для Fader Перера включила трек русского продюсера OL, но о здешней электронной сцене, как признается артистка, осведомлена слабо: «Мне нравится, что делают OL и Pixelord. Трек последнего «Iron and Cream» я часто играю в своих сетах, он превосходен. Я уверена, что в России в музыке происходит огромное количество всего (как, впрочем, и везде), но больше, честно говоря, ничего не знаю. Зато недавно я играла на сумасшедшем фестивале Sunki возле Магнитогорска в Уральских горах. Безумное место!»

Впрочем, девушке не в новинку путешествия в экзотические уголки планеты. Она ездила записываться в Кению и Нигерию, а также провела несколько музыкальных воркшопов в Бангладеш в рамках кампании Института Гете и организации Border Movement: «Я показывала людям, как использую программное обеспечение Ableton для создания музыки. Некоторые участники этих семинаров были абсолютными новичками, другие годами работали во Fruity Loops. Вообще, я считаю, что нет правильного или неправильного способа делать музыку, — все зависит от того, что вы хотите получить в итоге. В Кении я была вместе с Jahcoozi и несколькими немецкими техно-продюсерами. Мы посотрудничали там с большим количеством местных музыкантов и певцов. В Лагос я была приглашена в качестве одного из кураторов проекта Ten Cities. Позвала бристольских продюсеров Роба Смита и Пинча — и с ними вместе пыталась что-то делать с тамошними музыкантами. Там же я сделала песню «Ebora» для своего альбома, в ней можно услышать лагосского певца Арему, который поет на языке йоруба. Мне кажется, его вокал звучит так, словно он поет задом наперед! Это очень глубокая песня».

Песня «Ebora», записанная певицей в Нигерии с местным певцом Арему. Впоследствии Арему и его друзья сняли это видео на улицах Лагоса и выслали Перере по почте, так как интернет в Нигерии очень плохой

Даже в берлинских письмах Переры чувствуется какой-то внутренний восторг от открытости мира и от свободы передвижений как творческих, так и чисто географических, — и девушку, которой одинаково рады и в Лагосе, и в горах под Магнитогорском, в этом смысле легко понять. В свете вышеизложенных обстоятельств, однако, ее красивые и неуловимые песни начинают звучать несколько иначе — и при всем том, что формально альбом «Everlast» вполне вписывается в ряд других записей «новых мутных», суть и смысл всех этих мерцаний и неясностей тут, кажется, совсем другие. Там, где у Дина Бланта, Инги Коупленд и их собратьев — потайные страхи современных городов, у Переры, скорее, — принципиальная невозможность объять необъятное как снаружи, так и внутри; вся ее музыка — в некотором смысле про интимную глобальность. Недаром, собственно, и в своем псевдониме вокалистка Jahcoozi использует сугубо неопределенное наречие «где-то еще». Ее песни как будто и звучат из этого где-то — оставляя следы на горячем песке лета.

Ошибка в тексте
Отправить