«Культура курения» — помесь блэк-метала с постпанком из Новосибирска
«Афиша» продолжает в рамках рубрики «Горизонт» рассказывать о новых русских или иностранных музыкантах, имена которых скоро могут стать на слуху. На этот раз — о новосибирской группе «Культура курения», продолжающей традиции советских постпанк-групп в весьма экстремальной манере.
Поначалу музыка «Культуры курения» кажется изощренной шуткой. Альбом называется «Некрофилия», на обложке — что-то невнятное, но несомненно унылое; кричащий вокал выводит строчки вроде «Раздави мое сгнившее сердце/Скорми мой труп насекомым», постпанковый проигрыш сменяется бластбитом и воющими гитарами. Все слишком, все чрезмерно, похоже на пародию на всю угрюмую музыку мира. Но с альбомом достаточно провести немного времени, чтобы понять — это всерьез. И не так уж на самом деле и глупо.
«Культура курения» — это четыре молодых человека из Новосибирска, собравшие группу в 2011 году. «Я играл в скримо-группе на басу, а Андрей (Сташкевич, вокалист. — Прим. ред.) и Паша (Щербаков, гитарист. — Прим. ред.) тогда уже вместе играли. Они задумали новую группу и, в общем, по объявлению меня нашли», — рассказывает басист Артем Черепанов. Потом к «Культуре» присоединился барабанщик. «Мы всю жизнь тяготели к тяжелой музыке, все участники с самого детства роком интересовались, жили как рокеры», — поясняет Павел. Музыка «Культуры курения» замешана на блэк-метале — она тяжелая, порой даже экстремально, с криком, бластбитом и прочими признаками жанра; но ими новосибирцы не ограничиваются и вообще исключительно умно подходят к металлу. Мракобесие «Культура курения» смешивает с постпанком: мелодичными, сравнительно тихими ходами, которые здорово снижают градус «жанровости». Это все еще дико мрачная и достаточно пафосная музыка, но по крайней мере любопытная. Артем рассказывает: «Блэк-метал и постпанк похожи по своему посланию. Не то чтобы сама музыка мрачная, а месседж. У них много общего».
Так выглядят концерты группы
Музыку, которую играет «Культура курения», еще принято называть «блэкгейз», или «блэквейв», — набирающая обороты волна, расширяющая традиционные границы блэк-метала; волна, которая толком не добралась не то чтобы до Новосибирска, а вообще до России. Но сами музыканты пылко открещиваются от всевозможных ярлыков. «Да, появились в последнее время новые ответвления блэк-метала, люди, ничего в нем не понимающие, начали называть все это блэкгейзом, блэквейвом и так далее. Но для нас эти слова ничего не значат», — объясняет Артем. Павел продолжает: «Раньше «кор» везде лепили, потом «пост» стали. Это нормально. Людям хочется, чтобы появлялось что-то новое. Может, мы такое создаем». Не признают музыканты и местную металл-сцену в целом («Они нас вообще не понимают»), и модников, играющих постпанк. «Культура курения» настаивает на автономности.
Пусть корни «Культуры курения» уходят в первую очередь в тяжелую музыку, но также коллектив продолжает ставшую очень важной в последнее время линию советского постпанка. Звучат такие имена, как «Дурное влияние», «Ночной проспект», даже легендарная фрязинская группа конца 90-х Der Golem. В «Культуре» и правда чувствуется та неповторимая самостийность, которая присуща угрюмым русским группам. Их мрак берется из местной земли — иначе не объяснишь; они и сами это понимают. «Сейчас те, кто пытается играть постпанк, делают это трендово, — поясняет Артем, — у старых групп было что-то свое, а современные команды копируют то, что было модно в 80-е». Вокалист Андрей формулирует нелюбовь к нынешнему постпанку еще проще: «… это всякая. Инди-… и прочая …, … никому не нужная. Я не слышу и не вижу сейчас групп, которые хотелось бы видеть и слышать». Наконец, из уст Артема звучат главные слова: «Мы хотим быть последователями русской музыки. В отличие от большинства групп, которые сейчас существуют, не обламываемся от того факта, что мы русские. Мы этим гордимся».
Самодельный клип на песню «Мухи»
Гордость (и не только гордость за свою страну), которая есть у членов «Культуры курения», положительно сказывается на их музыке. В ней заложена какая-то сдержанность, чувство своего достоинства, все эти постпанковые куски, в конце концов, направлены на то, чтобы сдержать бьющую через край (и немного нелепую) энергетику блэк-метала. Откуда такая почти гротескная мрачность в их музыке и текстах они, впрочем, не договаривают. «Нас вдохновляет совокупность вещей, которые мы в жизни повидали, от них больно и смешно», — говорит Андрей. Когда я предполагаю, что на их музыке оставил отпечаток Новосибирск, его долгие сибирские зимы и невеселые пейзажи, Андрей ставит меня на место: «Это дело вы лучше оставьте при себе. Приезжайте в Новосибирск и сами посмотрите, что здесь влияет, а что нет. Комментарии излишни».
При всей любви соотечественников к тяжелой и темной музыке «Культуре курения» не удается наладить связи и вообще занять какое-то серьезное место в новосибирской сцене. Басист Артем рассказывает: «Я считаю, что мы тут вообще никому не нужны. Люди нас знают, но никто ни с какой стороны не понимает, что мы делаем. Мы когда только начинали, мы ни в одной тусовке не могли прижиться. Были даже люди, которые пытались нам помешать играть концерты». При этом у группы не то чтобы нет амбиций — они просто не знают, что с ними делать. По словам музыкантов, они даже почти перестали играть концерты в родном городе — просто потому, что это им ничего не дает.
«1997» — пожалуй, лучшая песня с полноценного первого альбомы группы, выпущенного в этом году
- Следить vk.com/kulturakureniya