9 музыкальных впечатлений фестиваля
Позавчера триумфально состоялся очередной Пикник «Афиши». Редакция «Волны» делится несколькими музыкальными впечатлениями от фестиваля — но видели мы, конечно, не все, поэтому приглашаем вас делиться своими.
Народный хор на «Воинах света»
Вокруг все рушится, мир колбасит и трясет — а десять, а то и больше тысяч человек хором поют песню опальной белорусской группы про воинов света и воинов добра (ну и про молот в крепкой руке, да, но все равно же добрая какая-то песня). Сергей Михалок и его ансамбль в два часа дня собрали почти полную фестивальную поляну — и абсолютно заслуженно: так монолитно, крепко и увесисто рок-музыку здесь, считай, больше никто и не играет; и это даже не считая гуманистически-социалистически-пантеистского пафоса. Очень жаль, что это был почти последний шанс увидеть «Ляписов» — в конце лета, напомним, группа распадается; впрочем, нет сомнений, что Михалок никуда с радаров не исчезнет, — чем черт не шутит, может, и на Пикнике еще увидимся.
«СБПЧ»-оркестр
Канье Уэст на своем последнем альбоме в песне «Blood on the Leaves» гениально заменил цифровой дабстеповый дроп на рев тромбонов. Уж не знаем, откуда у Кирилла Иванова и Ильи Барамии возникла идея позвать с собой на Пикник духовую секцию, но получилось почти так же удачно — вообще, трудно вспомнить группу, которую испортили бы трубы и саксофоны, а тут они еще и очень элегантно и как-то весело вписались в лаконичную и юркую электронику, придуманную и сыгранную «СБПЧ». Кроме прочего, для такой группы — в которой поровну и грува, и инфантилизма, и очень точной и пронзительной лирики — Пикник и вправду идеальное место. Также важно: выступление с оркестром «Дружба» — только предисловие к еще более более зрелищной истории с участием духовых; если все пойдет, как задумано, новости на эту тему еще последуют.
«Идеальное место»
Astronautalis + Noize MC = дружба
Странное дело: оказалось, что Энди Босуэллу куда больше идет формат «человек с ноутбуком», чем выступление с живой группой; в этом смысле артист вполне себе уникальный. Нет, конечно, все было здорово — Энди краснел, потел, прыгал, шутил с залом («сейчас вы все должны танцевать, даже если вы не знаете английского и вообще не понимаете, о чем я сейчас говорю»), бросался в толпу, пел свои лучшие вещи, вышучивал барабанщика и вообще; и все же — пару лет назад в «Музеоне», когда Astronautalis выступал скорее в жанре стендап-комеди, чем с концертом в полном смысле, было как-то круче. Жаловаться, впрочем, все равно грех, и весело было страшно — а еще ужасно приятно, что Босуэлл, кажется, действительно задружился с Иваном «Нойзом» Алексеевым; во всяком случае, он обнимал его и хлопал по плечу так пылко, как во имя одного только маркетинга не делают — да и песню про Томаса Джефферсона они на двоих исполнили страшно бодро. Ну и не забудем про интересное объявление: у этого сета на Пикнике будет послесловие; Noize MC и Astronautalis записали совместную композицию, которая будет готова в самом скором времени; «Волна» будет следить за развитием событий и держать вас в курсе.
Совместное выступление с Нойзом на ютьюб пока никто не выложил, но вот не менее замечательный фрагмент концерта
Sohn золотой
Честно говоря, за это выступление я опасался больше всего — страшно было, что тихая, красивая и интимная музыка небритого англичанина на просторах большой сцены Пикника просто растворится. Ан нет — Sohn вместе с двумя музыкантами будь здоров задал жару, заставил и сердце поуходить в пятки от чувственной красоты мелодий и слов, и ноги подвигаться в такт сбитому ритму. Да, по жанру это все похоже на Джеймса Блейка. Но, во-первых, это нормально — и вообще-то наше счастье, что мы живем во времена, когда такая музыка научилась представлять себя живьем. А во-вторых, у Sohn все-таки своя волна — более извилистая, более драматическая, да и как вокалист он, мне кажется, куда более голосист. С субъективной точки зрения — лучшее, что случилось в Коломенском по части музыки.
«Bloodflows» — это из первой, более тихой части концерта; дальше ритм и бас стали куда слышнее
MGMT + Россия = любовь
MGMT заявили промоутерам, что Пикник — лучший фестиваль, на котором они были за лето. MGMT так полюбили совместные футболки H&M и «Волны», что затребовали себе аж шесть штук. MGMT написали страшно трогательный пост в инстаграме про то, что Россия — это любовь. MGMT пробыли в городе еще сутки, а вчера вечером еще и любезно отыграли в качестве специального сюрприза диджей-сет на моей прощальной вечеринке (извините за интимную подробность; спасибо всем, кто это организовал). Ну и разумеется, Москва ответила MGMT взаимностью, и легче всего ее было увидеть непосредственно на Пикнике. Хоровые исполнения «Electric Feel», «Time to Pretend» и «Kids», заковыристые путешествия в запредельное с последнего альбома, ощущение, что оказался на выступлении каких-то классических хиппи из 70-х, — которое нарушал разве что страшно комичный усилитель с надписью «Чайф» за спиной басиста. Что? Вяловато? Да ничего не вяловато — это ж психодел.
Всеобщий катарсис на «Kids», которую музыканты еще и порядком растянули, превратив практически в техно
Лес рук на «Касте»
Причем лес этот вырос моментально и не опускался в течение всех сорока пяти или скольких там минут. Основополагающая русская хип-хоп-группа сыграла основополагающий рэп-концерт — со скрипичными соло и живыми аранжировками, тяжелыми басами, прибаутками Хамиля и Змея, новыми красивыми гуманистическими треками, старыми хитами, исполняемыми только хором; в общем, шума «Каста» производила столько, что добивало аж до главной сцены. А еще по контингенту публики у сцены стало окончательно понятно: «Каста» — это давно уже не рэп для любителей рэпа; по-настоящему большая народная группа — и поделом.
Пикник «Афиши» исполняет «Вокруг шум»
Рубашка Бретта Андерсона
Лидер Suede показал, как выглядит и звучит настоящая рок-звезда. Черная рубашка, расстегнутая на две пуговицы. Бесконечная беготня по сцене и под нее — при этом даже в самые гиперактивные моменты Бретт смотрелся как образцовый лондонский денди. С каким профессионализмом он раскручивал микрофон над головой — это вообще с ума сойти. Абсолютно безупречное со всех точек зрения выступления — в том числе и с музыкальной: Suede любезно не только напомнили о величии альбома «Dog Man Star», но и сыграли еще несколько своих главных вещей; так, чтобы досталось всем.
Торжественный финал выступления — «Beautiful Ones». Название песни имеет прямое отношение и к самим Suede
Мулату Астатке — отец родной
Jamiroquai (см. ниже), конечно, всех победили — на выступление великого эфиопского джазмена и его оркестра собралось всего-то несколько сотен человек, но можно с уверенностью утверждать: никто из них не пожалел, все ушли абсолютно счастливыми. Астатке и его ансамбль сыграли, кажется, даже лучше, чем в прошлом году в Петербурге, — может быть, причиной тому темное время суток, а может, просто намоленная атмосфера Пикника, но звучало все совершенно грандиозно: и умно, и танцевально, и трогательно, и свободно; как эти восемь человек на сцене понимают друг друга и точнейше драматургически выстраивают композиции по десять-двадцать минут — великая загадка, за которую, собственно, и стоит любить музыку. Это был какой-то невероятно примиряющий и гармонизирующий джаз — тот случай, когда даже слово «просветление» не будет перегибом.
Фрагмент выступления
Джей Кей — наш президент
Факт: столько народу у главной сцены, сколько позавчера во время выступления Jamiroquai, на Пикнике не собиралось никогда. Ни Blur, ни Земфира, ни Franz Ferdinand — никто из них, как оказалось, не дорог нашим людям настолько, как пластичный человек в шляпе и олимпийке с его огромной группой, выдающей фанк-джемы по мотивам заученных наизусть хитов на десять минут каждый. Относительно музыки Jamiroquai могут быть разные мнения, однако каждый, кто был на той поляне, подтвердит: лучшего завершения празднику было и не придумать.
«Deeper Undeground»; финал Пикника
Впрочем, мы, конечно, придумаем. Увидимся в следующем году.