Москва изнутри
«Под сауну или байк-клуб»: как продают памятник архитектуры за 21 миллион
Среди объявлений о продаже элитной недвижимости «Афиша» нашла уникальное предложение — можно купить домик 1908 года постройки, который был частью вокзала Покровское-Стрешнево. Мы выяснили, что это за дом и как культурное наследие Москвы идет в баню.
Что случилось
12 мая на сайте «Циан» появилось объявление о продаже здания. В нем сообщается, что продается отдельно стоящее нежилое здание и земельный участок по адресу Волоколамское шоссе, 34, строение 2. О том, что это павильон станции Покровское-Стрешнево, в сообщении нет ни слова, а приобрести его рекомендуют «…под байкерский или рок-клуб, сауны и бани, небольшой центр продаж автомобилей и др.». Там же говорится, что рядом нет жилых массивов и можно шуметь. Буквально в 10 метрах строится медицинский центр — то есть границы памятника архитектуры, скорее всего, будут нарушены.
Департамент культурного наследия о сделке узнал случайно: никаких уведомлений о том, что РЖД избавились от дома, в прошлом году не поступало. О новом собственнике чиновники узнали из новостей про аукцион и сразу же уведомили нового владельца о статусе объекта. Дальнейшей его судьбой не интересовались. Как объяснили в пресс-службе ведомства, после вступления в силу последних поправок к закону о памятниках архитектуры, с владельцев сняли обязанность получать охранное обязательство — документ, который детально объясняет, как можно использовать объект, менять и реставрировать. Без охранного обязательства он охраняется только федеральными законами, где прописаны общие руководства о том, что запрещено менять его внешний вид и следить за сохранностью. В противном случае, департамент может подать в суд на владельца памятника и тогда суд признает сделку купли-продажи недействительной.
Что это за дом
Рижское направление Московской железной дороги начали строить во второй половине 1898 года по указу императора Николая II. Путь пролегал от Рижского (тогда — Виндавского) вокзала до латышской Виндавы. Вокзал открыли в 1901 году, в этот же год по пути начали строить первые железнодорожные станции в едином архитектурном стиле. Возводили его по проекту Станислава Бржозовского, который специализировался на железнодорожной тематике. Самая известная его работа кроме Рижского вокзала в Москве — Витебский в Петербурге. Также на его счету вокзал в Царском Селе, здание Международного коммерческого банка на Невском проспекте и вокзал в Новороссийске. Искусствоведы говорят, что все его постройки сделаны в стиле северный модерн.
Такие же нордические здания появились на станциях Зыково, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский и в Покровском-Стрешневе. Последняя постройка была особенно выдающейся: проект разработал сам Бржозовский, а не его ассистенты. В 1908 году неподалеку от дачного поселка выросло несколько изящных павильонов с кассами и залом ожидания.
В 1930-е годы по неизвестным причинам вокзал перестали использовать по прямому назначению, и здания переоборудовали в общежития для железнодорожных рабочих, которые трудились между станциями Зыково (сейчас — платформа Гражданская) и Павшино. Спустя 20 лет пролетариев оттуда выселили и павильонам вернули прежние функции, однако вскоре движение поездов пустили по другим путям, старые рельсы разобрали, и вокзал в этом месте оказался ненужным. В 1989 году деревянная галерея станции почти полностью погибла в пожаре и уцелела лишь одна постройка — станционный домик, который числится по адресу Волоколамское шоссе, 34, корпус 2.
Кому принадлежит памятник
Как и все вокзалы и станции в Москве, павильон Покровское-Стрешнево находился в собственности у ОАО «РЖД». Ни о какой реставрации речи не шло, даже несмотря на то что в 2011 году градозащитникам удалось обратить внимание властей на красивый дом в зарослях и его признали памятником архитектуры регионального значения.
Весной 2014 года РЖД неожиданно выставила вокзал на торги: первоначальная стоимость для участников составляла 7 596 000 р. В тендерной документации упоминалось, что здание — объект культурного наследия, тем не менее никаких требований к участникам аукциона и последующей эксплуатации здания в ней указано не было. Новым хозяином павильона стало ООО «Фирма «Аника». Если верить регистрационным данным компании, то уставной капитал у предприятия 10 000 р., его генеральный директор — некий Сергей Вакин, который, судя по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), возглавляет еще десяток компаний самого разного профиля — от разработки программного обеспечения до строительных услуг. Само же ООО «Фирма «Аника» представляет собой хозяйственный магазин «Все для дома» в Москве, на Югорском проезде.
Продажу исторического павильона никак не афишировали. Спустя несколько дней после состоявшегося аукциона депутат района Щукино, урбанист и активист Максим Кац обратился к заместителю мэра Москвы Леониду Печатникову с идеей создать в модерновом домике музей архитектуры и архитекторов железных дорог. Защитники старой архитектуры восприняли инициативу положительно, однако никакого дальнейшего развития история не получила — дом уже был в частных руках.
Что говорят продавцы
«Объект продается, к нему прилагается еще небольшой земельный участок, около 250 метров. По сути, это памятник архитектуры, особнячок, но проблем с этим возникнуть никаких не должно. Очень атмосферный дом у нас. Внешний вид сильно переделывать вроде нельзя, но внутри — что хотите, то и делайте. Можно сделать жилой объект — частный особняк или общежитие. Можно что-то громкое открыть: ночной клуб, сауну. Продаем напрямую от собственника, обращайтесь».
Что думает «Архнадзор»?
«Чуть больше года назад эта постройка была продана РЖД, покупателем стало ООО «Фирма «Аника». «Архнадзор» тогда обращался в Мосгорнаследие с информацией о продаже памятника, чтобы новый владелец был проинформирован о том, какие обременения несет эта собственность: ее нельзя реконструировать (увеличивать габариты), необходимо реставрировать и сохранять все ценные элементы. Тогда нам ответили, что Мосгорнаследие уведомило нового собственника о необходимости заключить охранное обязательство и получить перечень работ по сохранению объекта. Это тем более актуально, что павильон находится в плачевном состоянии много лет и требует реставрации. Было ли заключено охранное обязательство — мы не знаем. Возможно, теперь компания «Аника» решила в свою очередь продать здание.
Здание имеет интересную архитектуру: оно выстроено в стиле модерн и одновременно перекликается с постройками усадьбы Покровское-Стрешнево, которая находится по другую сторону железной дороги. Башенка явно вторит мотивам усадебной ограды и башне, фланкирующей усадебный дом со стороны паркового фасада. Когда павильон строился, местность вокруг просматривалась лучше и эта архитектурная перекличка должна была быть явной».
Почему РЖД избавилась от памятника?
«В связи с утратой целевого значения объекта, в целях сокращения затрат на содержание неэффективно используемого имущества Московской дирекцией пассажирских обустройств было направлено в ОАО «РЖД» предложение о продаже указанного объекта на торгах по рыночной стоимости. ОАО «РЖД» принято решение о продаже объекта на открытых торгах.
6 марта 2014 года был проведен открытый аукцион по продаже указанного объекта. В аукционной документации, размещенной на сайте www.rzd.ru, в разделе «Тендеры», было отражено, что указанное здание является памятником истории и культуры регионального значения: «Ансамбль железнодорожной станции Покровское-Стрешнево: деревянный кассовый павильон, 1907 г., арх. С.А.Бржозовский»».
Насколько это законно?
«В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 №865, перед продажей, дарением или иным другим отчуждением памятника истории и культуры собственник обязан уведомить о своем решении государственный орган охраны памятников.
Согласно пункту 1 статьи 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия», в случае, если собственник объекта либо земельного участка, где он находится, не выполняет требований к сохранению здания или совершает действия, угрожающие сохранности и влекущие утрату им своего значения, здание могут изъять у собственника. Для этого в суд обращаются федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия в зависимости от статуса здания (памятник федерального или регионального значения). Если суд удовлетворит иск, то объект продают с публичных торгов новому владельцу.
Ограничений по тому, что не может находиться в памятнике архитектуры, немного. В пункте 11 статьи 47.6 закона «Об объектах культурного наследия» уточняется, что памятник не может использоваться под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, которые загрязняют фасад, территорию или интерьер объекта культурного наследия. Кроме того, в памятнике не могут находиться оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкцию, и лаборатории с особым температурно-влажностным режимом и химически активными веществами. То есть рок-клуб и сауна — это вряд ли.
Что касается продажи павильона РЖД, то здесь необходимо узнать следующие моменты: уведомили ли региональный орган охраны объектов культурного наследия о сделке и выполняются ли требования по сохранению постройки. Если данные требования не выполнены или не выполняются, то необходимо обратиться с жалобой в компетентный орган власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия для принятия соответствующих действий и мер реагирования, дополнительно не помешает обратиться в прокуратуру».