перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Москва изнутри

«Под сауну или байк-клуб»: как продают памятник архитектуры за 21 миллион

Дома

Среди объявлений о продаже элитной недвижимости «Афиша» нашла уникальное предложение — можно купить домик 1908 года постройки, который был частью вокзала Покровское-Стрешнево. Мы выяснили, что это за дом и как культурное наследие Москвы идет в баню.

Что случилось

12 мая на сайте «Циан» появилось объявление о продаже здания. В нем сообщается, что продается отдельно стоящее нежилое здание и земельный участок по адресу Волоколамское шоссе, 34, строение 2. О том, что это павильон станции Покровское-Стрешнево, в сообщении нет ни слова, а приобрести его рекомендуют  «…под байкерский или рок-клуб, сауны и бани, небольшой центр продаж автомобилей и др.». Там же говорится, что рядом нет жилых массивов и можно шуметь. Буквально в 10 метрах строится медицинский центр — то есть границы памятника архитектуры, скорее всего, будут нарушены. 

Департамент культурного наследия о сделке узнал случайно: никаких уведомлений о том, что РЖД избавились от дома, в прошлом году не поступало. О новом собственнике чиновники узнали из новостей про аукцион и сразу же уведомили нового владельца о статусе объекта. Дальнейшей его судьбой не интересовались. Как объяснили в пресс-службе ведомства, после вступления в силу последних поправок к закону о памятниках архитектуры, с владельцев сняли обязанность получать охранное обязательство — документ, который детально объясняет, как можно использовать объект, менять и реставрировать. Без охранного обязательства он охраняется только федеральными законами, где прописаны общие руководства о том, что запрещено менять его внешний вид и следить за сохранностью. В противном случае, департамент может подать в суд на владельца памятника и тогда суд признает сделку купли-продажи недействительной. 

Что это за дом

Рижское направление Московской железной дороги начали строить во второй половине 1898 года по указу императора Николая II. Путь пролегал от Рижского (тогда — Виндавского) вокзала до латышской Виндавы. Вокзал открыли в 1901 году, в этот же год по пути начали строить первые железнодорожные станции в едином архитектурном стиле. Возводили его по проекту Станислава Бржозовского, который специализировался на железнодорожной тематике. Самая известная его работа кроме Рижского вокзала в Москве — Витебский в Петербурге. Также на его счету вокзал в Царском Селе, здание Международного коммерческого банка на Невском проспекте и вокзал в Новороссийске. Искусствоведы говорят, что все его постройки сделаны в стиле северный модерн. 

Такие же нордические здания появились на станциях Зыково, Опалиха, Нахабино, Гучково, Манихино и далее Волоколамск, Шаховская, Княжьи Горы, Ржев-Балтийский и в Покровском-Стрешневе. Последняя постройка была особенно выдающейся: проект разработал сам Бржозовский, а не его ассистенты. В 1908 году неподалеку от дачного поселка выросло несколько изящных павильонов с кассами и залом ожидания.

В 1930-е годы по неизвестным причинам вокзал перестали использовать по прямому назначению, и здания переоборудовали в общежития для железнодорожных рабочих, которые трудились между станциями Зыково (сейчас — платформа Гражданская) и Павшино. Спустя 20 лет пролетариев оттуда выселили и павильонам вернули прежние функции, однако вскоре движение поездов пустили по другим путям, старые рельсы разобрали, и вокзал в этом месте оказался ненужным. В 1989 году деревянная галерея станции почти полностью погибла в пожаре и уцелела лишь одна постройка — станционный домик, который числится по адресу Волоколамское шоссе, 34, корпус 2.

Кому принадлежит памятник

Как и все вокзалы и станции в Москве, павильон Покровское-Стрешнево находился в собственности у ОАО «РЖД». Ни о какой реставрации речи не шло, даже несмотря на то что в 2011 году градозащитникам удалось обратить внимание властей на красивый дом в зарослях и его признали памятником архитектуры регионального значения.

Весной 2014 года РЖД неожиданно выставила вокзал на торги: первоначальная стоимость для участников составляла 7 596 000 р. В тендерной документации упоминалось, что здание — объект культурного наследия, тем не менее никаких требований к участникам аукциона и последующей эксплуатации здания в ней указано не было. Новым хозяином павильона стало ООО «Фирма «Аника». Если верить регистрационным данным компании, то уставной капитал у предприятия 10 000 р., его генеральный директор — некий Сергей Вакин, который, судя по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), возглавляет еще десяток компаний самого разного профиля — от разработки программного обеспечения до строительных услуг. Само же ООО «Фирма «Аника» представляет собой хозяйственный магазин «Все для дома» в Москве, на Югорском проезде.

Продажу исторического павильона никак не афишировали. Спустя несколько дней после состоявшегося аукциона депутат района Щукино, урбанист и активист Максим Кац обратился к заместителю мэра Москвы Леониду Печатникову с идеей создать в модерновом домике музей архитектуры и архитекторов железных дорог. Защитники старой архитектуры восприняли инициативу положительно, однако никакого дальнейшего развития история не получила — дом уже был в частных руках.

Фотография: vsevolodya.livejournal.com

Что говорят продавцы

Леонид Леонид Риелтор

«Объект продается, к нему прилагается еще небольшой земельный участок, около 250 метров. По сути, это памятник архитектуры, особнячок, но проблем с этим возникнуть никаких не должно. Очень атмосферный дом у нас. Внешний вид сильно переделывать вроде нельзя, но внутри — что хотите, то и делайте. Можно сделать жилой объект — частный особняк или общежитие. Можно что-то громкое открыть: ночной клуб, сауну. Продаем напрямую от собственника, обращайтесь».

Что думает «Архнадзор»?

Ирина Трубецкая Ирина Трубецкая Координатор «Архнадзора»

«Чуть больше года назад эта постройка была продана РЖД, покупателем стало ООО «Фирма «Аника». «Архнадзор» тогда обращался в Мосгорнаследие с информацией о продаже памятника, чтобы новый владелец был проинформирован о том, какие обременения несет эта собственность: ее нельзя реконструировать (увеличивать габариты), необходимо реставрировать и сохранять все ценные элементы. Тогда нам ответили, что Мосгорнаследие уведомило нового собственника о необходимости заключить охранное обязательство и получить перечень работ по сохранению объекта. Это тем более актуально, что павильон находится в плачевном состоянии много лет и требует реставрации. Было ли заключено охранное обязательство — мы не знаем. Возможно, теперь компания «Аника» решила в свою очередь продать здание. 

Здание имеет интересную архитектуру: оно выстроено в стиле модерн и одновременно перекликается с постройками усадьбы Покровское-Стрешнево, которая находится по другую сторону железной дороги. Башенка явно вторит мотивам усадебной ограды и башне, фланкирующей усадебный дом со стороны паркового фасада. Когда павильон строился, местность вокруг просматривалась лучше и эта архитектурная перекличка должна была быть явной».

Почему РЖД избавилась от памятника?

Пресс-служба ОАО «РЖД» Пресс-служба ОАО «РЖД»

«В связи с утратой целевого значения объекта, в целях сокращения затрат на содержание неэффективно используемого имущества Московской дирекцией пассажирских обустройств было направлено в ОАО «РЖД» предложение о продаже указанного объекта на торгах по рыночной стоимости. ОАО «РЖД» принято решение о продаже объекта на открытых торгах.

 6 марта 2014 года был проведен открытый аукцион по продаже указанного объекта. В аукционной документации, размещенной на сайте www.rzd.ru, в разделе «Тендеры», было отражено, что указанное здание является памятником истории и культуры регионального значения: «Ансамбль железнодорожной станции Покровское-Стрешнево: деревянный кассовый павильон, 1907 г., арх. С.А.Бржозовский»».

Насколько это законно?

Тамаз Мстоян Тамаз Мстоян Юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры»

«В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 №865, перед продажей, дарением или иным другим отчуждением памятника истории и культуры собственник обязан уведомить о своем решении государственный орган охраны памятников.  

Согласно пункту 1 статьи 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия», в случае, если собственник объекта либо земельного участка, где он находится, не выполняет требований к сохранению здания или совершает действия, угрожающие сохранности и влекущие утрату им своего значения, здание могут изъять у собственника. Для этого в суд обращаются федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия в зависимости от статуса здания (памятник федерального или регионального значения). Если суд удовлетворит иск, то объект продают с публичных торгов новому владельцу. 

Ограничений по тому, что не может находиться в памятнике архитектуры, немного. В пункте 11 статьи 47.6 закона «Об объектах культурного наследия» уточняется, что памятник не может использоваться под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, которые загрязняют фасад, территорию или интерьер объекта культурного наследия. Кроме того, в памятнике не могут находиться оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкцию, и лаборатории с особым температурно-влажностным режимом и химически активными веществами. То есть рок-клуб и сауна — это вряд ли.

Что касается продажи павильона РЖД, то здесь необходимо узнать следующие моменты: уведомили ли региональный орган охраны объектов культурного наследия о сделке и выполняются ли требования по сохранению постройки. Если данные требования не выполнены или не выполняются, то необходимо обратиться с жалобой в компетентный орган власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия для принятия соответствующих действий и мер реагирования, дополнительно не помешает обратиться в прокуратуру».

Ошибка в тексте
Отправить