Москва изнутри Максим Кац о Щукино
Сползающие в реку небоскребы, заросшие парки, идеальные улицы и другие мифы и достопримечательности Щукино в рассказах политика и блогера Максима Каца.
Щукино
Максим Кац
депутат муниципального собрания района Щукино, блогер
«Щукино довольно большой район, он начинается у метро «Октябрьское поле», но мне ближе его часть вокруг метро «Щукинская» — здесь я родился, вырос, живу до сих пор, а с той местностью мало знаком. Кроме того, что там ходят троллейбусы, ничего о ней сказать не могу, поэтому расскажу о северо-западной его стороне. Я этот район помню всю свою жизнь, помню, как он менялся, а изменился он прилично, и в лучшую сторону. В заметно лучшую — но это на мой взгляд активного молодого человека, кому-то изменения могут и не нравиться. Мне нравится, когда район оживляется, а не умертвляется. Этот район один из лучших для спокойной жизни — он очень зеленый, у нас есть река, набережные, торговый центр с магазинами и кафе. Я пошел на выборы в муниципальный совет Щукино не из-за того, что у меня болит душа за район, просто мне интересны города и я хочу, чтобы у нас все города были хорошими. Этого не сложно достичь, возможности есть, необходимо только донести нужные мысли в нужные места. Муниципальный совет — это инструмент. Поскольку депутат я местный, то и занимаюсь этим районом, пробую, исходя из своих скудных полномочий, что-то предложить в Щукино сделать. Например, перестроить площадь у метро. Здесь, из-за Института Курчатова (а в нем, кстати, ядерный реактор) и нескольких больниц, живут очень умные люди. В том числе и поэтому в Щукино выбирают необычных депутатов — местное население совершенно не слушает зомбоящик, а делает то, что у них в голове».
Метро «Щукинская» и дом Варшавского договора
Это главная точка этой части района — эдакий центр. Высокий дом у метро в народе называется домом Варшавского договора, потому что он построен в конце перестройки, году в 1989–1990-м, по какой-то программе, связанной с восточноевропейскими странами. Еще он связан с военными (я не помню как), и выглядит соответствующе; за ним кусок района из панельных домов, которые тоже называют военными. Это не дом, а монстр, мне было восемь или девять лет, когда его возводили, я помню, как смотрел из окна, как тут работали краны, и долгое время он был самым высоким зданием в районе. И этот дом здесь, конечно, совершенно не должен быть, потому что он создает очень сильные ветра вокруг метро и значительную часть времени закрывает площадь у него от солнца. А площадь у метро — это общественное пространство с огромным потенциалом, т.к. огромная часть района каждый день здесь бывает. Здесь «Макдоналдс», магазины — эту площадь надо превращать в общественную зону: сокращать и отделять парковку на ней, ставить скамейки, открывать кафе со стульчиками и столиками. Сейчас мы делаем проект по изменению этой площади, и надеюсь, что через какое-то время мы его проведем. Понятно, что надо это делать, смотрите, три каких-то быдлоавтомобиля припаркованы в метре от входа в метро, куда заходят 30 тысяч человек в сутки. К тому же здесь даже сейчас, в плохую погоду, десятки людей просто стоят и проводят время — курят, ждут кого-то, говорят по телефону. Потенциал общественной зоны виден невооруженным глазом — эти люди проводят здесь время без всякой инфраструктуры!
Торговый центр «Щука» и районный автовокзал
Через дорогу от «дома Варшавского договора» уже лет 8 функционирует торговый центр «Щука» и несколько автобусных остановок, на месте которых когда-то был рынок, где мы с дедушкой регулярно покупали арбузы. Потом рынок снесли и перенесли за автобусную остановку. А чуть дальше был вещевой рынок, на его месте теперь парковка. Лет 10 назад это место начало приобретать цивилизованную форму, и сначала появился магазин «Алые паруса», который вообще самый лучший в мире магазин (даже американские супермаркеты мне нравятся меньше, чем «Алые паруса»), а потом построили «Щуку». Изначально к нему хотели пристроить 20-этажный офисный центр, из-за этого между щукинскими оппозиционными депутатами и властями велись настоящие бои; кончилось тем, что офисное здание от проекта отпилили, но от него в ТЦ остались лифты, которыми теперь пользуются обычные посетители. На мой взгляд, торговый центр — это очень круто, и я не понимаю жителей многих московских районов, которые против них протестуют. С появлением «Щуки» наш район очень оживился, сюда стало приезжать большое количество людей из других районов, а мы в шаговой доступности получили то, за чем раньше ездили в «Мегу» или «Охотный Ряд». Там есть боулинг, огромный кинотеатр, разные кафе, где я постоянно ем — всего этого в Щукино никогда бы не было, если бы не появление этого ТЦ.
Транспортный узел у метро надо переделать, потому что в данный момент автобусы в Строгино уходят с четырех разных остановок — в данный момент мы проталкиваем проект большого пересадочного узла на этом месте. А парковку у метро надо запретить: во-первых, есть огромный подземный паркинг в торговом центре. Здесь каждый день проходят десятки тысяч людей, и всем им приходится протискиваться между машинами. Вообще, несмотря на то что я сам много езжу на машине, я за то, чтобы ужимать права автомобилистов. Город должен быть удобным для пешеходов, а не для автомобилей.
Заброшенный парк
Сразу за «Щукой» начинается треугольный парк, кусок парка «Покровское-Глебово». Им уже лет 25 никто не занимается, он не ухожен; окрестные жители постоянно отбивают все попытки его благоустройства, так как боятся, что вместо парка воткнут многоэтажку. Такое уже бывало в нашем районе — у нас есть дом, который называется «Дом в березовой роще», его построили, срубив эту самую рощу. Но по моим ощущениям, более вероятно потерять неухоженный заросший лес, чем ухоженный парк, который используется большим количеством людей. Сейчас в него никто не ходит, кроме мам с колясками и людей с собачками — тех, кому в любом случае надо куда-то ходить, им не важна инфраструктура. А остальные люди не ходят в него. Парк тянется вдоль улицы Маршала Василевского, на ней находится интересный антикварный магазин, интерьеры и фасад которого (с синими фигурами) остались с советских времен неизменными.
Трамвайные пути
Тут сейчас перекладывают трамвайные рельсы, с этим связана забавная история. Я написал депутатский запрос в Департамент транспорта, что у нас тут ужасные рельсы прошлого века, на деревянных шпалах, все гремит, нужно срочно поменять. Выхожу через два дня — уже все меняют. Конечно же, понятно, что все это не из-за моего запроса, но было смешно. Еще одна подобная история: узнав, что департамент закупил 120 новых трамваев, я написал запрос, чтобы сколько-нибудь прислали в Щукино — тут же развита трамвайная сеть. Через 2 недели приходит ответ: по вашему запросу сообщаем, что 90 трамваев в Щукино направлены. Не думаю, что это тоже как-то со мной связано, но тем не менее забавно. Послушайте, как тихо ходят новые трамваи — их практически не слышно, потому что новые рельсы прорезинены. Нет никакой вибрации, притом что трамвай старый — если бы в пяти метрах от путей стояло здание, в нем бы никто проезжающего трамвая и не заметил. А если пройти дальше к метро, где старые рельсы, можно услышать, как они адски гремят.
Здесь будет проложена линия легкорельсового транспорта — ЛРТ, он же скоростной трамвай. Не знаю, связано ли это со мной, но вполне возможно; я активно дружу с Департаментом транспорта и регулярно хожу и к его руководителю, и на всяческих совещаниях сижу, и это их пилотный проект, они заказали много новых трамваев. Не исключаю, что они специально стали делать это поближе ко мне — я про это и писать могу, и через меня просто за всей этой историей наблюдать, и вообще всем остальным пофиг, а мне ЛРТ интересен. А им, в общем-то, все равно где делать. Слава богу, сейчас началась тенденция по улучшению трамвайного транспорта. Потому что в России очень часто на него забивают, через какое-то время из-за дряхлости его снимают, а потом делают огромные дорогостоящие проекты по постройке нового легкорельсового транспорта. Потому что если рельсы сняли и положили на их месте дорогу, то обратно очень трудно его построить — начинают строить дорогостоящие эстакады, как на «Тимирязевской» или в Южном Бутово. А делать ЛРТ из текущей трамвайной сети, как у нас в Щукино, дешевле в 5 раз и намного быстрее. Наша сеть, связывающая Строгино и Сокол, она как хорошенький российский город — связывает три района, они все вместе как какая-нибудь Тверь. Сейчас ее за год полностью обновят, в то время как строительство новой длилось бы 10 лет.
«Алые паруса»
Этот огромный комплекс на берегу реки построен с нарушениями всех возможных строительных норм — на том месте, где можно строить пятиэтажное, здание построили пятидесятиэтажное. Поэтому оно постепенно сползает в сторону реки, и под ним проводится заморозка земли. По оценкам некоторых людей, с которыми я разговаривал, комплекс простоит еще лет 20, после чего его расселят и снесут. Но это лужковские времена безумного строительства, которые позади. Интересно другое — что из-за «Алых парусов» кусок района за ними был сдан под социальное жилье, и голубые башни, которые стоят у метро, стали разменными монетами при строительстве комплекса на набережной. В принципе, это неплохая практика, потому что пятиэтажки, из которых людей переселили, действительно очень дерьмовые сооружения. Если только она не включает в себя закрытие набережной — что произошло при строительстве «Алых парусов» — и возведение небоскреба там, где он сползет в реку через 20 лет.
Набережная с потенциалом и шлюз
Закрытая набережная «Алых парусов» перетекает в открытую и доступную набережную, которая почему-то не используется людьми и как-то задохла. Хотя это место имеет очень большой потенциал для того, чтобы быть использованным отдыхающими: тут река, плавают корабли, работающий шлюз (объект культурного наследия, кстати), хороший скверик. Но при этом здесь не очень здорово и никого нет — думаю, что причина этого в плохой инфраструктуре: нет туалета, нет кафе, нет бесплатного вайфая и столиков; здесь просто нечего делать людям, которые не с детьми и не с собачками. Совершенно идеальное место для публичной активности, но посмотрите — только люди с колясками и собаками, хотя, по идее, должен тусоваться весь район. При этом набережная находится в шаговой доступности от микрорайона, в нескольких метрах живет очень много людей.
Живописная улица и природный парк
Очень хорошая улица, правда, с тех пор как ее назвали Живописной, выросло много высоких деревьев, которые стали закрывать вид на реку, и она перестала быть такой живописной, как раньше. Вдоль улицы тянется природный комплекс, он тоже имеет общественный потенциал — он более-менее ничего в этом плане. Здесь открыли какое-то кафе, против которого все протестовали, есть волейбольные площадки и огромный пляж, который работает летом. Вообще, здесь купаться нельзя, но вода чистая, потому что Москва-река здесь только втекает в Москву. Я купался много раз и вполне себе жив. Дальше по Живописной есть стадион, бассейн, и лысая гора, на которой раньше функционировал подъемник и можно было кататься на лыжах. Вообще, здесь можно сделать хорошую зону для отдыха не только нашего района, но и всего Северо-Западного округа; к тому же мне кажется, люди сильно переоценивают природное достояние этого комплекса.
Улица Маршала Новикова
Если пройтись по улице Маршала Новикова, то можно увидеть, какая милая архитектура преобладает в Щукино. Вообще, такие улицы и должны быть в московских районах — с деревьями, широкими тротуарами и очень узкой проезжей частью, двухполосной. Именно для того, чтобы движение успокаивалось и люди не гонялись, видите, как медленно все сейчас едут? Людям здесь комфортно гулять, ходить с колясками и вообще перемещаться.