Тем временем в Москве
Как уличные музыканты борются с московской полицией
Уличные музыканты Арбата заклеивают себе рты и не играют на инструментах — так они пытаются выразить протест против действий полиции. «Афиша» выяснила, за что задерживают музыкантов, как они этому противостоят и почему Капков не смог им помочь.
В воскресенье, 28 июня, на Арбате прошел флешмоб уличных музыкантов, которым надоело находиться вне закона. По словам организатора акции — музыканта Олега Мокрякова, музыканты устали терпеть задержания полицией, которая с недавних пор при взаимодействии с ними руководствуется законом о митингах: если около выступающего стоят зрители, то происходящее считается несанкционированной акцией. Музыканту за выступление на улице грозит штраф в 10 тысяч рублей.
Называть музыкантов попрошайками при этом тоже нельзя. Кстати, отдельной статьи за попрошайничество, которым также оперируют стражи порядка, в кодексе до сих пор нет. Нищих на улице штрафуют за статью «приставание к гражданам в общественных местах», сумма штрафа составляет от 100 до 500 рублей. Олег рассказал «Афише», как и почему московская полиция притесняет уличных музыкантов.
«Я играю на Арбате с 1992 года, за это время навидался всякого. Борьба полиции с музыкантами — наша главная напасть все эти годы. В какие-то периоды она ослабевала, в другие усиливалась. Но такого, как сегодня, я не видел давно.
За эти годы я научился общаться с полицией: защищать себя надо, потому что стражи порядка обычно руководствуются надуманными поводами. Например, в последнее время (это случается чаще всего на Никольской улице) музыкантов задерживают за нарушение закона о митингах (ст. 20.2 КОаП РФ). Если раньше с помощью этой статьи боролись с оппозицией, то теперь с нами. Также в ход идет статья о попрошайничестве, хотя ни один из нас не просит денег: баночка для них, конечно, стоит рядом, но мелочь никто не клянчит — люди сами кладут сколько захотят. Еще нас обвиняют в незаконном оказании услуг населению. В общем, при богатой фантазии к нам можно привязать любую статью.
Мотивы у полиции, как правило, одни и те же: музыканты мешают стражам порядка поддерживать бизнес-структуры. Поговаривают, что с Арбата нас хотят прогнать, потому что уличных музыкантов ненавидит владелица какого-то магазина. Мы пытаемся действовать по закону: каждый раз, когда кого-то из нас пытаются незаконно задержать, я пишу жалобу. Мы пытаемся аргументированно отстаивать свои права.
В прошлом году один из наших музыкантов, Максим Демидов, подал гражданский иск на полицию: он пытался доказать, что стражи порядка задержали его без оснований. Дело помогала вести адвокат Виолетта Волкова, которая защищала Pussy Riot. Само собой, суд мы проиграли, а арбатские полицейские очень обозлились и начали действовать против нас еще активней.
Первый большой митинг мы устроили еще осенью. 28 июня мы устроили флешмоб на Арбате: больше 40 музыкантов заклеили себе скотчем рты, музыкальные инструменты, коробки для пожертвований. Внимание нам к себе удалось привлечь — это главное.
Мы не раз обращались в Департамент культуры с требованием легализовать нашу деятельность. Бывший глава департамента Сергей Капков очень много говорил по этому поводу и обещал разобраться, но до дела так и не дошло. Беспрепятственно музыканты могут играть только в парках, но мы хотим сами выбирать места для публичных выступлений».