Путешествия
В поисках утраченного времени: архитектура подмосковных санаториев
«Барвиха», «Липки», «Олимпиец», «Клязьма» — как строились подмосковные санатории и как они выглядят сейчас.
Этот материал впервые был опубликован в августовском номере журнала «Афиша».
Летом на территории «Барвихи» фонари зажигают рано: я шел по центральной аллее санатория часов в пять — и все вокруг уже было окутано странным заботливым светом, как будто среди сосен разворачивалась дорогостоящая театральная постановка. Большой номенклатурный лебедь нагло вышел из пруда и терся на обочине дороги, как нарушитель режима. Всякий пациент всегда немного заговорщик, и, попав сюда, ты моментально приобретаешь черты возмутителя спокойствия, эпизодического романтического персонажа в каноне классицизма с его единством времени и места. Местные заводи как будто загустели в своей вечной сонной неге на манер овсяного отвара, которым здесь неустанно поят. Все вокруг подчинено соображениям покоя: машинам запрещено подъезжать к главному корпусу — и даже когда на территории что-то ремонтируют, к этому относишься уважительно, как будто стал свидетелем безмолвной полостной операции, и только пляска больших комаров у фонарного столба нарушает визуальную идиллию. «Барвиха» — это своего рода экосистема, попадая в которую ты лишаешься привычных въездных характеристик и прописок (жилец? пациент? гость? ветеран сцены?), становясь частью среды как таковой.
Я лежал тут лет шесть назад — тогда медсестры еще удивлялись моим не вполне уместным здесь возрастным параметрам. Теперь уже никто ничему не удивляется: я прохожу по пустынным коридорам без шушуканий, как человек, доросший до санаторных норм. Спа, детокс, рехаб — весь набор новых слов спокойно проваливается в черную дыру проверенного термина «санаторий», где речь идет не столько об омолаживании и поворотах вспять, сколько об остановке времени. Тут она обеспечивается стилистически: в зелени деревьев таится большой спокойный Ленин, в зимнем саду замерли в ожидании гигантские шахматы — витой кокон советской мифомании с соответствующим антуражем всех благ, обеспеченных профсоюзной путевкой.
Вечером за ужином под огромной хрустальной люстрой, слушая, как подавальщицы обсуждают со столующимися здоровье их близких и дальних родственников, я вдруг ощущаю, как сквозь завесу чужого прошлого проступает собственное уникальное, как местный памятник первой ласточке, будущее. Будущее — это морщины, осторожная поступь и гречка на руках и в тарелке. А то, что в этом месте оно обросло разнообразными номенклатурными коннотациями, так что с того? В будущее, как и было сказано, возьмут не всех.
Если в «Барвихе», как в экосистеме, ты и сам чувствуешь себя компонентом биоценоза, то в «Ателике Липки» ты скорее экспонат музея — и это, пожалуй, более захватывающее ощущение. Это не санаторий: в восьмидесятые (а строение как раз возведено в 1986-м) подобный антураж накликал бы на себя звонкое имя турбазы, где всегда находилось место как байдарочной, так и вполне сексуальной односложности. И как в моем детстве в подобных местах неустанно звали в походы либо на нескончаемый праздник Нептуна, своеобразную атмосферу которого цепко запечатлел фильм «Портрет жены художника», так и здесь у входа встречают девушки-аниматоры, предлагающие поиграть в пиратов. Когда вселяешься, на тебя надевают браслет. Место большое, количество таких браслетов в бойкие времена доходит до пятисот.
Клевер, жасмин, вечерние стрижи — посреди звенигородской идиллии высится здание из красного кирпича, похожее на загадочный НИИ из снов даже не Стругацких, но Кира Булычева. Глядя на торчащий шпиль, немедленно вспоминаешь слова Беньямина — «дамба против пессимизма». Конечно, на этом участке под Звенигородом расцветает масса смешной, устаревшей и местами сиротской фактуры, суровая эклектика которой дает такую же массу поводов для фельетона. Здесь определенно считывается бодрое безумие первых перестроечных лет, это немножко город Зеро (впрочем, «Липки» только открылись после ремонта): в спа работают исключительно чернокожие массажисты, за обедом бесплатно разливают водку и коньяк в пластиковые стаканчики, в лобби стоит мангал, а ночной клуб называется «Ночной клуб». Но дело в том, что и сам жанр фельетона устарел, и объект насмешек давно уж сравнился c субъектом таковых.
Вечером я плавал в крытом бассейне с окнами-иллюминаторами. Вокруг резвились дети, оглушительно играл какой-то рэп, и казалось, сама вода намекала на непроницаемость интересов чужой человеческой жизни, как вдруг грянула песня Джоан Осборн «One of Us» — как прорыв другой реальности, примерно так же она звучала в «Ванильном небе». «Липки» словно расположены на стыке реальностей, то и дело прорывающихся друг через друга, — природных, социальных, временных, инфраструктурных. Наутро, когда я уезжал, в синем ванильном небе на дикой высоте летел белый дрон, запущенный кем-то из персонала как нерушимый символ здешних прорывов.
Барвиха
«Барвиха» до недавнего времени была известна не как центр роскоши, а правительственным санаторием. Здесь в имении Подушкино сохранился богатый особняк с элементами французского ренессанса, который был построен в 1887 году. После революции дом национализировали, поначалу в нем останавливался Ленин, а потом тут разместили колонию для детей погибших красноармейцев. Территорию парка в 1930 году отвели под строительство санатория для страдающих болезнями обмена веществ и органов пищеварения. Автором проекта стал Борис Иофан, который в это время уже спроектировал Дом на набережной. В «Барвихе» он использовал новейшие материалы того времени: железобетон, металлоконструкции и большие оконные профили, — все шесть корпусов отражали архитектуру авангарда. Все постройки имели эксплуатируемые кровли и большое остекление, был и крытый спортивный зал с деревянным сводом. Здесь среди прочих лечились и отдыхали Семен Буденный, Михаил Булгаков, Юрий Гагарин, Георгий Жуков, Самуил Маршак и Фаина Раневская, а позже и Борис Ельцин.
- Архитекторы Б.М.Иофан, П.С.Бойцов, Д.М.Ципирович
- Год постройки 1935
- Местоположение Одинцовский район
Клязьма
К началу 1960-х в Подмосковье отсутствовали современные зоны отдыха, были лишь ведомственные здравницы при министерствах, институтах, заводах и фабриках. Рост благосостояния и переход на пятидневную рабочую неделю потребовали мест для короткого пребывания по типу загородных гостиниц, где приезжающие могли получить комнату без путевки. Моссовет тогда решил построить комплекс из четырех пансионатов в едином архитектурном облике на равном удалении друг от друга вдоль живописного берега Кашинского залива Клязьминского водохранилища. Так появились «Березки», «Клязьма», «Подмосковье» и «Дубрава». Территория в 120 га, по замыслу проектировщиков, сохраняла бы лесной массив и дополнялась спортивными объектами и павильонами кафе. Архитектура пансионатов должна была отвечать новым требованиям экономичности, но при этом быть современной. По сути, для Подмосковья это был первый курортный комплекс, который имел проработанный генплан и инфраструктуру. Пансионаты стали символом нового времени и популярным местом отдыха москвичей.
- Архитекторы Л.Б.Карлик, А.А.Мндоянц, А.Д.Меерсон, Я.Д.Мухамедханов при участии И.М.Виноградского
- Год постройки 1963
- Местоположение Пушкинский район
Вороново
Госплану в 1960-х досталась огромная территория бывшего усадебного ансамбля XVIII–XIX веков в поселке Вороново, украшением которого были Голландский домик и церковь Спаса Нерукотворного, построенные по проекту зодчего Карла Бланка. Комплекс должен был пройти реставрацию, а Голландский домик и усадьбу собирались приспособить под спальные корпуса, но эти здания не могли удовлетворить весь многочисленный контингент работников Госплана. Тогда и было принято решение о строительстве нового здания. В то время постройки такого типа имели простой облик — параллелепипед с сеткой лоджий и пристройка со столовой и кинозалом. Все это показалось скучным 57-летнему Илье Чернявскому, и он решил отойти от стандартного решения, сделав спальный корпус ступенчатым, чтобы у номеров не было смежных стен. Брутальные объемы, облицованные до недавнего времени бежевым песчаником, хорошо подчеркивали необычный облик всего сооружения.
- Архитекторы И.З.Чернявский, И.А.Василевский
- Год постройки 1972
- Местоположение Подольский район
Олимпиец
Парк-отель был построен к Олимпиаде-80 и стал самым выразительным зданием среди курортно-оздоровительной архитектуры Подмосковья второй половины 1970-х благодаря трем пирамидальным краснокирпичным корпусам переменной этажности. Авторы комплекса очень удачно вписали свое решение в рельеф местности — берег Клязьмы. Вся архитектура строится на контрасте трех срезанных пирамид и распластанного между ними спортцентра. При этом проектировщики решили сделать яркий контраст краснокирпичным спальным корпусам и использовали для отделки общественной части светлый камень. Все эти материалы применялись и внутри ресторана, где были установлены интересные хрустальные люстры-гирлянды и витражные вставки. На территории перед комплексом построили открытый стадион, основная трибуна которого была сделана на козырьке общественного комплекса, а ниже расположился дополнительный павильон. За этот проект коллектив архитекторов получил в 1981 году Госпремию.
- Архитекторы А.Т.Полянский, А.М.Гвоздин, Р.В.Ельцова
- Год постройки 1980
- Местоположение городской округ Химки
Липки
Пионерский лагерь «Липки» стал очень смелым, даже экспериментальным решением для перестроечного времени. Заказал строительство Минтрансстрой, которому достался довольно посредственный и частично заболоченный участок под Звенигородом. Замысел архитекторов заключался в универсальности проекта: летом здесь работал бы пионерлагерь на 500 детей, а в остальное время комплекс с помощью трансформируемой мебели превращался бы в пансионат на 340 отдыхающих. С высоты птичьего полета «Липки» напоминают каракатицу, состоящую из ядра, общественной части, и трех отходящих от него спальных корпусов. Все поверхности облицевали красным кирпичом, а стены сделали скругленными, полностью исключив острые углы. Самой эффектной частью стал зимний сад, перекрытый сложным веерным шатром из деревоклееных конструкций, которые уже активно применялись в зарубежной практике, но для позднесоветской архитектуры оставались редким явлением. К сожалению, территорию после осушения болотистого участка так и не обустроили, и она хаотично заросла деревьями.
- Архитекторы Д.С.Солопов, Ю.П.Розовский, Л.С.Харитонов
- Год постройки 1986
- Местоположение Одинцовский район