перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Путешествия

Как полюбить жизнь в палатке и отправиться в поход из Москвы

Развлечения

Москвичи Анна и Алексей Ленские придумали проект «Поход тут»: инструкторы учат людей, всю жизнь пугавшихся романтики КСП и брезентовой палатки, как ходить в водные, пешие и велосипедные походы, ставить кемпинги, готовить на костре вкусную еду — словом, открывать для себя мир приключений на воздухе.

Допустим, вам захотелось в поход, но со школьной поры вы не ходили никуда дальше пикников в Нескучном саду. Тогда алгоритм действий предполагает изучение массы сайтов в интернете, советы с опытными походниками, составление маршрута, приобретение палатки и котелка в «Декатлоне».

Появившийся в марте сервис «Поход тут» сделан, чтобы упростить процесс. На их сайте можно выбрать подходящий вариант путешествия (пока доступен только один – сплав по реке Медведица с 30 апреля), получаете письмо с рекомендациями, что брать с собой, программой и местом встречи. Анна и Алексей Ленские буквально исполняют функцию по аутсорсу организационного процесса. Другая задача их проекта – перезапустить походы как идею, вернуть им романтику и избавить от репутации приключения, которое предполагало паленую водку и драку с местными.    

«У родителей была брезентовая палатка, тренога и котелок»

Анна Ленская Анна Ленская филолог, мать двоих детей

«В свой первый поход я пошла с родителями, когда мне было два года. Единственное, что я помню, как папа тащил на спине огромный брезентовый рюкзак, полный банок с консервами. В походы на байдарках родители меня не брали — я отлично помню, как они взяли с собой в байдарку собаку, а меня оставили на берегу с бабушкой и дедушкой. Я тогда сильно завидовала — и родителям, и собаке. К походам я вернулась в старших классах: учились в культурологическом классе гимназии №1514, и совместные туристические походы на Кавказ входили в нашу программу обучения. Каждую весну мы ехали на поезде до Туапсе, уходили в горы, неделю жили в палатках и изучали округу. По очереди отвечали за кухню. Мы с подругой, помню, готовили перекус — бутерброды на 60 человек. Представляете школьный коричневый поднос с горой бутербродов?

Когда мне было 19, в походе в Карелии мы познакомились с Алексеем — моим будущим супругом — и с тех пор уже 10 лет ходим в походы вместе. Сезон начинаем в мае сплавом по Волге или ее притокам. Лето стараемся проводить в кемпинге на Селигере или на островах Рыбинского водохранилища. Живем в палатках, готовим на костре, моемся в озере, катаемся на виндсерфе, ловим рыбу. У нас двое детей. Одному почти шесть, второму — три, и им такой режим очень нравится».

Алексей Ленский Алексей Ленский начальник склада в интернет-магазине, инструктор по виндсерфингу и сноуборду

«Меня в походы начали брать лет с шести. У родителей была брезентовая палатка, тренога и котелок, в какой-то момент даже купили мотоцикл, чтобы ездить на Черное море. В своей первый поход на море они решили палатку не брать — зачем, там же тепло, — а взяли надувную лодку. В первую же ночь в Крыму они замерзли, да еще и лодку проткнули на гальке. Так что на второй день путешествия отец быстро заклеил лодку, продал ее на местном рынке и тут же купил палатку». 

Карелия, 2008 г. Вид на лагерь с соседнего берега.

Карелия, 2008 г. Вид на лагерь с соседнего берега.

Фотография: Вадим Бродский

«Поход — это не мокрые носки и тяжелый рюкзак, а отдых»

Алексей: Нам давно хотелось не только самим ходить в походы, но и открывать этот мир другим. Оказалось, что есть десятки компаний, которые перепродают заграничные туры, но свои походы предлагают немногие, да и в такие путешествия не хочется отправляться. Например, у одной компании есть тур, где вы в пятницу после работы с вещами, палатками и байдарками садитесь на электричку из Москвы в область, к полуночи добираетесь до места, сами разбиваете лагерь и пытаетесь съесть то, что сварили на костре, а в 4 утра вас будят и ведут навстречу приключениям. Удовольствие сомнительное.

Анна: Мы стараемся сделать походы, в которых действительно будет интересно и комфортно. Мы хотим показать, что такое настоящий поход, прежде всего тем, кто никогда не ночевал в палатке и не готовил на костре. Конечно, есть много людей, которые сходили в неудачные походы, все происходящее им категорически не понравилось, и для них мы хотим открыть этот мир заново!

Алексей: Летом из Москвы хочется вырваться на природу. Парки надоели, жарить шашлыки на даче уже скучно, фестивалей на все выходные не хватит. Чем еще заняться в выходные? Идти в поход. Мы хотим доказать, что поход — это не мокрые носки, тяжелый рюкзак и комары повсюду, а увлекательное приключение, отдых. И уже не нужно нести консервные банки с тушенкой в брезентовом рюкзаке — вместо этого есть сублимированное мясо, которое намного легче тушенки, и если правильно подобрать рюкзак, не будет болеть спина и плечи. Да и современная палатка весит не 5 кг, а 500 г, а термобелье и спальник помогут согреться ночью. Если у вас нет спальника или рюкзака — мы дадим напрокат, не нужно покупать ничего дорогого.

Анна: Кто ходит в походы? Судя по опыту предыдущих лет, это офисные работники, уставшие от города: IT-cпециалисты, бухгалтеры, маркетологи, пиарщики, рекламщики. И мы думаем, что таких людей будет больше. Из-за роста валюты люди ищут новые способы отдыхать в России, а походы как раз один из таких вариантов. Да и те, кто привык ходить в пешие походы за границей, сейчас свою жажду приключений, скорее всего, будут утолять здесь.
Фотография на пути к кемпингу на Рыбинском водохранилище, 2010 г.

Фотография на пути к кемпингу на Рыбинском водохранилище, 2010 г.

Фотография: Пётр Иванов

«Не берите в поход чемоданы на колесиках»

Анна: В неприятностях, которые случаются в походе, чаще всего виноваты организаторы. Люди просто не до конца понимают, куда они идут. И конечно, важно подробно рассказать им, что их ждет, как они будут мыться, чем питаться. Если инструктор не сказал 10 раз о том, что предстоит жить в палатках без электричества, то будьте уверены, на сбор придут персонажи с рюкзаками, полными фенов и ноутбуков. Если забыл упомянуть, что нужен рюкзак, то сплавляться по реке будут барышни с чемоданами на колесиках. Такие случаи в нашей практике были.

Алексей: Другая проблема — часто инструкторы дают неверные рекомендации, как одеваться и что брать с собой. Они кочуют с сайта на сайт, из статьи в статью. И вот люди читают: «В водный поход надевайте лосины в обтяжку». И потом попадают в дождь, промокают, штаны продувает, а никакой сменной одежды нет, потому что про нее в статье на написали. Или случается, что организаторы слишком заботятся о походниках и выдают огромный список того, что якобы нужно купить. Например, для сплавов по Карелии людям советуют купить гидрокостюм. Зачем вам гидрокостюм, если вы не собираетесь плавать? Для байдарочных походов достаточно непромокаемого плаща и двух комплектов теплого термобелья: в одном спишь, в другом гребешь.

Рыбинское водохранилище, 2010 г. Вид на кемпинг

Рыбинское водохранилище, 2010 г. Вид на кемпинг

Фотография: Пётр Иванов

«Если повезет, на маршруте можно встретить бобра»

Алексей: Мы решили начать с походов выходного дня. Первый — 30 апреля, сплав по реке Медведица (приток Волги) в Тверской области. Вечером пятницы участники поедут на электричке до Твери, там их встретит трансфер. В лагере уже расставлены палатки и на костре закипает вода для ужина. В субботу и воскресенье мы сплавляемся по реке, делаем остановки в живописных местах, гуляем. Если повезет, на маршруте можно встретить выдру или бобра. Еще в прошлые сплавы мы нашли несколько заброшенных церквей, одна из них деревянная, в ней сохранились фрески. Очень хочется показать эти места участникам наших походов. Вечером у нас игры у костра и песни под гитару. И не обязательно петь «Изгиб гитары желтой» — можно же и Red Hot Chili Peppers, и Coldplay, и что-то из Тома Уэйтса или Дэвида Боуи.

Анна: Такой маршрут не требует подготовки. Мы всему научим: и палатку собрать, и суп из молодой крапивы варить, и глинтвейн на костре готовить. На реке нет порогов, так что с байдаркой справятся все. Грести не так тяжело, как кажется. Такое трехдневное приключение стоит у нас 5600 р. Дополнительно нужно только купить билет на электричку до Твери и обратно, это около 700 р. К лету мы добавим на сайт велопоходы и семейные походы, в которые можно отправиться даже с самыми маленькими детьми. Кроме того, мы планируем обучать экстремальным видам спорта — в нашей команде есть инструкторы по горным лыжам, сноуборду, кайту и виндсерфингу.

Фотография из похода на реку Медведица в Тверской области. Тушенка – часть походной раскладки, а щенок просто устал

Фотография из похода на реку Медведица в Тверской области. Тушенка – часть походной раскладки, а щенок просто устал

Фотография: Алексей Алёхин

«Здесь все настоящее»

Анна: Москва для нас все что угодно: рутина, работа, проблемы, — но это не жизнь. Вот походы — это жизнь. Ты просто отъезжаешь за 100 км от Москвы, садишься в байдарку, и вот тогда у тебя разворачивается настоящая жизнь. Ты разводишь огонь, добываешь себе тепло, готовишь еду, решаешь, где ночевать. Ты занят действительно важными делами. И у вечернего костра после походного дня часто сами собой приходят простые решения тех вопросов, над которыми долго и безуспешно бился там, в городе. Здесь все настоящее, а в Москве все проблемы — временные, надуманные. И отношения между людьми в походе тоже меняются. В походе нет привычных нам шума, суеты, вечной спешки, и тут люди начинают не только иначе воспринимать себя, но и по-другому смотреть на окружающих. Появляется время оглянуться вокруг, прислушаться к тому, кто находится рядом. Между людьми протягиваются новые ниточки, отношения выходят на новый уровень.

Алексей: Поход — это расширение границ, не только внешних — это понятно: ты видишь новые места, — но и внутренних. В путешествии ты открываешь себя заново, видишь себя без всей этой мишуры — работы, обязанностей, социальных ролей, навязанных городом. Ум становится чистым, будто грязное стекло, на котором годами копилась пыль, помыли. И ты смотришь на свою жизнь новым взглядом. Один наш друг каждый раз в первый же походный вечер, установив палатку, взяв свою миску с ужином и расположившись в кресле на берегу реки или над обрывом на высоком берегу острова, глядя вдаль на закат, обязательно произносит: «Ну вот я и дома!»

Ошибка в тексте
Отправить