Тем временем в Москве
«После работы, не ужиная, едем с женой в поле»: авиамоделисты в Ясенево
Каждый вечер на протяжении десяти лет жители Ясенево собираются на поляне и запускают модели самолетов — от гигантских ростом с человека до почти игрушечных. «Город» поговорил авиамоделистами о самолетах и пилотах.
Михаил Кандин , 18 лет
Я уже 10 лет занимаюсь пилотированием радиоуправляемых самолетов. Начинал на этой поляне в Ясенево, здесь же со многими единомышленниками познакомился. Друг с другом мы тут не соревнуемся — это было бы как в деревне. Здесь у нас все больше для себя летают. Мой отец летчик — а я по здоровью не подхожу. Сейчас поступаю в МАИ, но на всякий случай подал документы еще в пару мест.
В прошлом году стал вице-чемпионом России по радиоуправляемому пилотированию, а в этом году — уже чемпионом. Есть чемпионат России по классическому пилотажу, а есть еще смесь классического пилотажа и фристайла, где сначала нужно показывать традиционные фигуры в небе, а потом пилотировать под музыку. Я закончил музыкальную школу, так что мне было особенно интересно совмещать полеты с мелодиями.
Есть люди, которые самолеты конструируют, а есть те, кто на них летают. Я покупаю каркас, а дальше сам собираю электронику. Чтобы собрать такой самолет, как у меня, уходит где-то два месяца. Конечно, рано или поздно он сталкивается с землей и разбивается, и я покупаю новый.
Андрей Кузнецов, 55 лет
Моя профессия связана с компьютерами. В частности, я занимаюсь криптографией, то есть шифровкой и дешифровкой кодов. Я один из немногих старожилов этой площадки — хожу сюда уже порядка десяти лет. Здесь, собственно, все и начиналось, если не считать безоблачное пионерское детство, в котором у меня были небольшие и самые простые планеры (безмоторные модели самолетов. — Прим. ред.), поскольку семья была не очень обеспеченной. Понятно, что тогда даже разговора про радиоуправление не было. Я даже собирался поступать в МАИ, но в итоге пошел в Бауманку. В общем-то, интерес к конструированию никуда не делся.
Мы тут собрались как-то спонтанно. Это тот вид деятельности, который требует некоего пространства, а поляна достаточно большая. Десять лет назад здесь было не так много людей, да и техника была другая. Но я, если честно, так и остался со своим старым самолетом. Если мерить человеческими мерками, он супердолгожитель — он живет уже семь лет.
Я сюда прихожу каждый свободный вечер — притом что у меня еще работа, семья, внучки. Семья поддерживает все мои хобби. Первый передатчик и симулятор подарила моя жена. Помимо этого, у меня есть еще другие увлечения, которые жена тоже поддерживает. Например, я еще коллекционирую стендовые автомобили в масштабе 1 к 18.
Тимофей Пестряков, 18 лет
Я занимаюсь авиамоделизмом с 11 лет. С детства любил все разбирать и собирать. Начинал со старых магнитофонов, и на удивление, они работали. Возможности летать на настоящем самолете у меня не было, зато получилось управлять моделью. Это, между прочим, тоже адреналин. И более того, я не уверен, что пилот, летающий на настоящем самолете, сможет управлять моделью.
Мы с моим другом Мишей начинали с вертолетов, а потом плавно перешли к самолетам. Миша, правда, уже закончил школу и будет поступать, а мне еще год учиться: я одно время жил в Швеции и пропустил год. В Швеции, кстати, тоже летал.
С одной стороны, мне хотелось бы заниматься этим профессионально, но с другой — если это станет моей работой, возможно, интерес к полетам у меня резко пропадет. Тем более, денег в этой области в России мало. Другое дело — в Европе: там и поклонников авиамоделизма больше, и возможности совсем другие. В конечном итоге, это довольно дорогой спорт.
В Москве примерно пятнадцать таких площадок, и на каждой — где-то 30 человек. Года три назад здесь было намного больше людей, сейчас как-то все немножко рассеялись. Те, кто занимаются этим серьезнее, едут обычно в Подмосковье.
Алексей Николаев, 39 лет
Я комплексный рабочий в детском садике. Когда я учился в третьем классе, родители записали меня в кружок, чтобы я бы не бегал по дворам с мальчишками. Там были еще кордовые модели, летающие на эфире. Сами все клеили, собирали и выпиливали. А три года назад на даче меня пригласил в гости сосед и показал свои модели. Тут я и зажегся — купил первый самолет, долго искал по форумам, у кого можно научиться управлению, а потом нашел эту площадку недалеко от моего дома. Мы с женой взяли самолет и приехали сюда. Тут мы познакомились с Михаилом. Он согласился нас учить летать. До фигур и сложных пируэтов нам, конечно, еще далеко, но мы стараемся. Жена мне помогает склеивать самолеты и в магазины ездит со мной за деталями. Так что, каждый вечер, после работы, не ужиная, сразу же едем с ней на поле, а тут уже до победного.
У меня есть еще одно увлечение — охота. У нас несколько команд, которыми мы едем в Подмосковье и охотимся на лосей, кабанов и утку.
Владимир Киселев, 47 лет
Я свободный художник, постоянно нахожусь в поиске себя. Увлечение авиамоделизмом у меня давнишнее — ему уже больше 30 лет. Начинал еще в конце 70-х во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Тогда у нас были еще и кордовые модели из таких стальных проволок. В основном, здесь люди, которые пришли как раз из кордового моделизма. А с возможностью управлять моделью на радиоуправлении произошел скачок.
Финансовые возможности сейчас стали особенно важны. Нельзя летать на том, что ты реально себе позволить не можешь. Мой самолет сделан по технологии, разработанной ребятами из Петербурга. Она совсем бюджетная — фюзеляж самолета сделан из обыкновенной тары, а крыло — из шарикового пенопласта.
Сейчас у нас самый любимый сезон. Зимой летать сложнее. Многие модели на электротяге, а аккумуляторы боятся холода. Ну и летать в такую погоду не очень комфортно. А в летнее время собираться приятно — ведь сюда многие приходят и без самолетов, посмотреть, как другие летают, пообщаться.