Спорт в Москве
Московский марафон: почему мы должны смириться с тем, что город захватили бегуны
20 сентября, в воскресенье, состоится третий Московский марафон, ради которого перекроют центр города. Такие мероприятия традиционно вызывают негодование тех, кто в них не участвует. Журналист Анастасия Каримова объясняет, почему нужно перекрывать дороги ради спортсменов-любителей.
Год назад, в середине сентября, я опаздывала на встречу из-за ограничений движения на Садовом кольце и искренне проклинала участников Московского марафона: почему им не бегается где-нибудь в другом месте?
В этом году московским автомобилистам снова придется пострадать в первой половине воскресенья, 20 сентября: с 8.00 до 15.00 движение будет ограничено по всему центру города, включая значительные отрезки Садового кольца, главные набережные, Тверскую улицу, Бульварное кольцо. Машины, припаркованные на ряде магистралей (включая Бульварное кольцо), будут эвакуированы на соседние улицы. С маршрутом Московского марафона можно ознакомиться тут.
Так получилось, что в этом году я сама начала бегать и — одновременно с этим — работать в команде, которая организует любительские соревнования по триатлону (плавание, велогонка, бег). 27 сентября для проведения наших соревнований по триатлону на длинной дистанции в Сочи придется перекрыть федеральную трассу от Адлера до Красной Поляны. У этой трассы есть дублер, так что проехать автомобилисты смогут. И все же теперь я понимаю, с каким негативом сталкиваются организаторы соревнований и любители бега, велоспорта и триатлона. Но сейчас у меня есть ответы на самые распространенные претензии.
Почему им не бегается за городом? Бегали бы себе по полям и лесам — не пришлось бы перекрывать улицы
Люди могут бегать по полям и лесам, но это другая спортивная дисциплина — трейлраннинг, требующая специальной подготовки и одежды. Если мы хотим, чтобы любительский спорт был массовым, нужны забеги в городе, по асфальту — там, где людям бегать привычнее и проще всего.
Массовые забеги созданы для того, чтобы люди тешили свое тщеславие. Могли бы и без забега пробежать эту дистанцию!
Люди бегают марафоны не ради селфи и финишерских медалек (точнее, не только ради них). Марафон — это организованное мероприятие с пунктами питания, с туалетами, со скорой помощью, с системой хронометража. Марафон — это интересный маршрут. Наворачивать марафонские 42 км и даже полумарафонские 21 км по стадиону, парку или бульвару без смены декораций психологически тяжело, а бегать по городским улицам вне спортивного мероприятия, останавливаясь на каждом пешеходном переходе, — неспортивно, а зачастую опасно. Поэтому раз в год перекрывают центр города, чтобы люди пробежали длинную дистанцию в нормальном темпе и получили удовольствие от интересного маршрута.
Марафон — это ключевое спортивное событие сезона и внутренний дедлайн для бегунов. Покупка регистрации на забег знаменует собой постановку конкретной цели, под которую человек строит свой тренировочный график на сезон. «У вас что, настолько слабая мотивация, что вы не можете бегать без внешних рамок?» — этот вопрос обычно задают люди, мотивации которых хватает разве что на установку приложения «Шагомер» на смартфоне. Вы же не спрашиваете у людей: «Зачем тебе нужен был университет со всеми этими зачетами — ты сам не мог умные книжки почитать?»
Кроме того, участникам подобных испытаний на выносливость нужна психологическая поддержка. На марафонах всегда собираются группы волонтеров, которые приветствуют бегунов плакатами на протяжении всей дистанции. В этом году был ультратрейл в Суздале, участникам которого нужно было пробежать более 30 км в автономном режиме, без пунктов питания, в полном одиночестве. Ультрамарафонцы, взрослые сильные мужики, писали потом в отчетах, что пускали слезы умиления и находили в себе новые силы, когда на протяжении этих одиноких 30 км им встречались группы деревенских жителей, вышедших их поддержать. Во многом благодаря этой эмоциональной поддержке на массовых забегах люди чаще ставят личные рекорды и показывают лучшие результаты, чем во время своих обычных пробежек. Выходите поддержать бегунов и вы! Для болельщиков будут организованы специальные зоны поддержки — вас ожидают музыка, веселые люди в карнавальных костюмах и радостная атмосфера спортивного праздника.
Зачем проводить марафоны в мегаполисе, парализуя движение, когда есть множество красивых малых городов?
В этом году проходит целый цикл полумарафонов «Золотое кольцо». Если вы думаете, что подобные забеги не вызывают негатива у некоторых местных жителей, вы ошибаетесь. И это удивительно: кажется, преимущества для малого города очевидны — люди приезжают в город, тратят деньги на отели, кафе и посещение музеев. В минувшие выходные в Ярославском полумарафоне участвовали более 5000 бегунов, значительная часть из них — приезжие. Не знаю, что еще должно произойти, чтобы в Ярославль приехали несколько тысяч человек (с семьями и друзьями) в одни выходные. Массовые старты приносят городу и местному бизнесу миллионы рублей. Скажем, участники наших соревнований в Сочи тратят в среднем 46 000 рублей за выходные, на соревнованиях в конце сентября мы ожидаем до 800 триатлетов-любителей. По примерным подсчетам, они принесут местному бизнесу до 37 млн рублей.
Почему бы не проводить вообще все забеги в
малых городах? Дело в том, что марафон — это 42 км, что больше
протяженности Третьего транспортного кольца. В малых городах придется делить
эти дистанции на 4–6 кругов, то есть людям придется несколько раз пробегать по
одному и тому же месту. Это значительно менее привлекательная затея, чем
пробежать всю дистанцию со сменой декораций, насладившись красотой города.
Для крупного города иметь свой марафон престижно. Марафоны в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Берлине, Лондоне, Париже, Токио — это легендарные мероприятия, ради участия в которых в город приезжают десятки тысяч человек. Московский марафон — это сертифицированный марафон, лучшие финишеры смогут отобраться на самые крутые мировые марафоны. Многие приезжают в Москву специально, чтобы принять участие в этом событии и пройти отбор.
Почему все вообще помешались на этом беге? Это вредно!
Кажется, в этом сезоне бегают вообще все: Навальный, Тина Канделаки, Андрей Шаронов — и все это в самом деле начинает напоминать помешательство. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: бег — самый массовый и простой для вхождения вид спорта.
Организованные забеги играют в росте популярности этого вида спорта не последнюю роль: на массовых стартах люди знакомятся, договариваются о совместных тренировках, ставят общие цели и начинают потом вместе ездить на соревнования в другие города. Социализация, приятный круг единомышленников — то, что удерживает людей в спорте надолго.
Бегуны все более сознательно относятся к занятиям спортом: на лекциях врачей в школе бега I Love Running всегда аншлаг, их приходится повторять по несколько раз. К спортивным остеопатам иногда сложно записаться. Я, как и многие мои друзья, в этом году впервые в жизни сделала ЭКГ для получения медицинской справки для участия в забеге и, поддавшись рекомендациям спортивного врача, приобрела наконец ортопедические стельки.
Стоит ли это массовое помешательство перекрытия улиц на полдня раз в году? Что-то мне подсказывает, что пробки из-за внезапного перекрытия улиц для кортежей первых лиц рушат планы москвичей сильнее запланированного на выходной день марафона.