Путешествия
Минкульт предупреждает: три новые официальные туристические программы в России
Министерство культуры разработало официальные тематические программы для путешествий по России: русские усадьбы, ленинские места и Северный Кавказ. «Афиша» изучила минкультовские маршруты в деталях и обсудила их с профессионалами путешествий.
«Русские усадьбы»
Программа «Русские усадьбы» включает в себя шесть маршрутов по музеям-заповедникам центральной части России. Предполагается, что туристы передвигаются на машине по Московской, Тульской, Тверской, Калужской, Рязанской, Брянской и Орловской областям. Маршруты состоят из 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадеб, включая Поленово, Авдотьино и Осташево. Каждый маршрут рассчитывает общий километраж, расстояния между усадьбами и примерное время осмотра каждой усадьбы. Например, маршрут по трассе «Дон», «от Оки до Уперты», подразумевает старт в 8 утра, 45-минутный осмотр усадьбы Чижово (сохранность которой, впрочем, Минкульт оценивает как низкую), далее 57 км до усадьбы Аксиньино с ангелом и каменным крестом, далее усадьба Хрусловка — попытка изобразить английский замок в Тульской области, и уже в 14.30 автотуристы освобождаются. Дальнейших справок министерство не дает.
«В последние годы многие усадьбы в Подмосковье и ближайших областях действительно привели в порядок. Я, например, сам недавно обнаружил, что неподалеку от моего дома находится восстановленная усадьба Голицына с церковью времен Ивана Грозного. Это все занятно, конечно, но я с трудом представляю себе молодого человека, который будет готов посетить несколько усадеб подряд. Это довольно утомительное занятие, и даже посещение одного такого музея-заповедника требует немало усилий. Поэтому этот маршрут мне кажется скучным: все-таки посещение усадеб должно разбавляться другими видами досуга».
«База данных по усадьбам — история очень внутренняя, рассчитанная на самостоятельные перемещения энтузиастов. Только слеплена эта база самым бездумным и механистическим образом: скупые справочные описания, обрывочная практическая информация, бессмысленные алгоритмы — сам катайся от усадьбы к усадьбе и выясняй, нет ли там ведомственного санатория с охраной, каково расписание музея и чем заняться в окрестностях».
Смотрите также: путеводитель «Афиши» вокруг Москвы
«Красный маршрут»
Если первая программа была про дворянство, чаепития на дачах и прочую воображаемую михалковскую Россию, то вторая — «Красный маршрут», имеет в заголовке цитату китайского вице-премьера: «Проект «Красный маршрут» будет ключевой составляющей дальнейшего российско-китайского взаимодействия»; и вообще создан с явным прицелом на туристов из КНР. Главная его тема — Лениниана, основные вехи становления коммунизма и деятельности Владимира Ленина. Каждый из маршрутов в среднем рассчитан на неделю и включают в себя пять городов: Москву, Петербург, Ульяновск, Казань и Самару. Очередность их посещения зависит от выбранного маршрута. Среди достопримечательностей программы — Мавзолей Ленина, историко-мемориальный музей «Смольный», усадьба «Горки Ленинские» и два дома-музея Ленина в Казани.
Михаил Кожухов: «Я не понимаю, кого, кроме китайцев, может заинтересовать такой маршрут. Он мне напомнил о временах моей молодости, когда я работал гидом в «Интуристе»: программа путешествий по стране тогда была примерно такая же. Это набор каких-то очевидностей. Наверное, с этой темой можно сделать интересный экскурсионный маршрут, но в этот раз ничего не получилось — выглядит какой-то отпиской».
Дмитрий Бегляров: «Тур по ленинским местам — история экспортная, очевидно предназначенная для организованного китайского туриста. Я с трудом себе представляю, что какой-нибудь наш соотечественник задумает проделать такое путешествие на собственные средства. Разве что старшее поколение и только за бюджетный счет. Надо признать, что и сайт похож не на справочный материал (как перемещаться по маршруту, сколько это занимает времени, сколько стоит), а на отчет партячейки: указ свыше претворили в жизнь! Ура, товарищи!»
«Чайный экспресс»
Явно инспирированная головокружительными успехами Индии в плане брендинга разных регионов, третья официальная туристическая программа называется «Чайный экспресс» и представляет собой железнодорожный круиз по Северному Кавказу с посещением древних башен Ингушетии, цитадели Нарын-кала в Дербенте, мечети «Сердце Чечни» в Грозном, курортов Кавказских Минеральных Вод и Кавказских гор. Основной маршрут проходит через семь точек: Ростов-на-Дону, Назрань, Владикавказ, Дербент, Грозный, Кавказские Минеральные Воды, Ростов-на-Дону. Первый круиз состоялся в апреле этого года, а следующие путешествия запланированы только на 2016 год, точные даты и маршруты пока неизвестны.
Михаил Кожухов: «Этот маршрут мне показался наиболее интересным. Я сам только недавно вернулся из Дагестана, посетил там много незаурядных, нетуристических мест. На Кавказе действительно может быть интересно, особенно тем, кто там еще никогда не был. То, что поездка проходит в формате железнодорожного круиза, очень удобно. Знаете, многие европейские путешественники любят так на поездах объезжать всю Индию, Китай или по Транссибирской магистрали через всю страну ехать. Это может быть аналогичным приключением, интересным как россиянам, так и иностранцам. Главный недочет, что организовывают такие поездки редко.
В целом мне все три маршрута показались скучноватыми. Мы в нашем «Клубе путешествий» тоже организуем тематические поездки, но они у нас все с приключениями. То есть, например, мы предлагаем поехать в тундру к оленеводам, встретить Новый год в Заполярье или проехаться по глубинкам на джипах. Мне кажется, так гораздо интереснее изучать Россию, да и местные развлечения гораздо больше привлекают привередливых туристов».
Дмитрий Бегляров: «Железнодорожная экскурсия по Северному Кавказу — это затея стоящая, но тут смущает, что происходит она пока три раза в год. Чтобы такой маршрут стал популярным, поезда должны отправляться регулярно — хотя бы пару раз в месяц, а то и чаще. Но вообще есть ощущение, что это все сделано по разнарядке и для галочки. Придумаем маршрут — запустим сайт — турист косяком потянется. Хотя, как мне кажется, основное препятствие для развития внутреннего туризма — это не отсутствие тематических маршрутов, а отсутствие ясной информации о наличии инфраструктуры на местах: как добраться, где жить, где есть и что там есть интересного помимо достопримечательностей.
Вдруг на какой-то усадьбе работает ресторан или конюшня. Вдруг там поблизости есть хороший отель, где можно заночевать и не возвращаться в Москву. Вдруг, приехав тем самым поездом на Северный Кавказ, там можно задержаться и отдохнуть в одном-втором-третьем месте, а не работать весь отпуск от звонка до звонка прилежным экскурсантом. Не загоняйте людей на четкий маршрут, предоставьте им больше информации, больше опций, больше разных идей — они с удовольствием поедут. Тем более что у нас действительно есть что посмотреть».